пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-2oC
×

Дело об «Астана LRT»: Деньги из республиканского бюджета уходили без проверки расчетов

Дело об «Астана LRT» показало: ни один чиновник не несет ответственность за выделяемые из бюджета деньги. Так, в ходе допроса ряда представителей министерств выяснилось, что они не проверяют бюджетные заявки, поступающие из акиматов, передает автор ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых. По их словам, они просто смотрят наличие документов и передают их по цепочке дальше. Обоснованность расчетов их не интересует.

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

При этом прокуратуру такое положение вещей не смущает. Возможно, все дело в том, что такая позиция чиновников помогает обвинению. Но если государственные деньги выделяются именно таким образом, это значит, что никто не контролирует процесс бюджетного инвестирования.

«Очень тяжело нам работать в этом процессе, и когда в министерстве сидят люди, которые говорят, что они просто пересчитали листы, как сказал Бубинеев, или как специалист Хамитов, который одно с другим путает, становится очень страшно. И я буду на это реагировать», — высказалась в суде по этому поводу адвокат Сауле Акатова.

Проблема проекта «Новая транспортная система города Астаны» (ЛРТ, БРТ, ИТС) в том, что он уникальный. Ни в одной из стран СНГ ничего подобного построено не было, а потому пришлось привлекать европейских специалистов. Стоимость их работы и некоторые аспекты строительства невозможно было оценить ни по одним нормативам Казахстана. Но чтобы привлечь иностранцев, тогда еще первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев придумал документ под названием «Сводно-сметные затраты» (ССЗ). Именно в его поручении впервые всплывает это понятие. Судя по всему, этот документ появился, чтобы учесть стоимость работы иностранных консультантов, технадзор (иностранцы его проводят не после строительства, а во время него), подвижной состав и различное оборудование, которого нет в казахстанских СНИПах. Сейчас же эта разница между стоимостью госэкспертизы и суммой в сводно-сметных затратах (а как итог, сумма в технико-экономическом обосновании) и есть главная причина уголовного дела.

Из протокольного поручения Бакытжана Сагинтаева от 21 января 2014 года:

«…По утверждению ПСД проекта: «Обеспечить утверждение и направление на согласование в министерство транспорта и коммуникаций ССЗ на разработку ПСД проекта, оплату услуг международных консультантов по КУП, технадзор, подвижной состав, оборудование, спецтехнику».

Поручение для министерства транспорта и коммуникаций (МТК): «Обеспечить согласование и направление в Минэкономики и бюджетного планирования ССЗ на разработку ПСД проекта оплату услуг международных консультантов по КУП, технадзор, подвижной состав, оборудование, спецтехнику».

Акимату совместно с МТК «внести в установленном порядке в министерство экономики и бюджетного планирования необходимые материалы по финансированию проекта в 2014 году».

В итоге сводно-сметные затраты подготовили представители французской компании SYSTRA и бывший директор ТОО «Астана LRT» Талгат Ардан (сейчас в бегах и розыске). На всех расчетах их подпись. Сотрудники акимата подписали лист согласования документа.

Сейчас прокурор пытается убедить суд, что этот лист согласования подтверждает виновность чиновников из акимата. При этом его подписал и бывший заместитель акима Астаны по экономическим вопросам Ерсайын Нагаспаев (сейчас является и. о. управляющего директора по новым проектам АО «НК «КТЖ»). Но к нему вопросов у следствия и прокуратуры почему-то нет.

Сам Нагаспаев сообщил суду, что не рассматривал приложения к ССЗ, в расчеты не вникал, а подписал лишь лист согласования. Отвечая на вопросы, он даже не смог пояснить, из чего состоят так называемые сводно-сметные затраты.

— Сам лист согласования, который вы подписали с другими сотрудниками акимата, можно назвать сводно-сметными затратами? Это одно и то же? — спросила его адвокат Дина Сарсенова.

— Нет. Это лист согласования. Это не одно и то же однозначно, — ответил свидетель.

— А можно ли сказать, что лист согласования — это указание, какой кейс документов направляется в МТК? — уточнила она.

— Можно и так сказать, — ответил он.

К слову, такие показания дали и все сотрудники акимата, находящиеся на скамье подсудимых.

Стоит отметить, что уголовное дело в отношении Ерсайына Нагаспаева было возбуждено, но позже следствие закрыло производство в связи с отсутствием состава преступления. В суде он отрицал какую-либо свою связь с проектами «Астана LRT», сообщая, что был лишь номинальным куратором. Однако в деле оказался протокол бюджетной комиссии, где обсуждали вопрос финансирования проекта. И председателем этого заседания был именно Нагаспаев. Правда, в суде он сказал, что ничего не помнит, ведь «таких заседаний комиссии было много».

Примечательно, но за меньшее участие в проекте другого заместителя акима города, Каната Султанбекова, привлекли к уголовной ответственности, хотя он никакого отношения к финансированию проекта не имел. 

«Султанбеков не имел отношения к вопросам бюджетирования, выделения денег по проекту, вся бюджетная комиссия велась замакима по экономике Нагаспаевым. Ему было известно, как видно из протокола, что сумма проекта составляет 122 млрд тенге (ТЭО), а не 104 млрд тенге (госэкспертиза). И им же было одобрено увеличение (на 19 млрд тенге), которое потом было также одобрено республиканской бюджетной комиссией, что подтверждается протоколом от 30 декабря 2014 года. Соответственно, акимат не совершал ничего противоправного и в действиях сотрудников акимата, так же как и Нагаспаева, нет и не было хищения, тем более никакая организованная группа не создавалась», — отметила адвокат Сарсенова.

Бюджетная заявка

После того как иностранцы посчитали, сколько денег им нужно для реализации проекта, оформившегося в сводно-сметные затраты (ССЗ), документ вместе с заключением госэкспертизы, сумма затрат в которой объективно была ниже (не учитывала ряд затрат), был направлен в министерство транспорта и коммуникаций (МТК). Это ведомство было администратором программы. И вот тут начинается очень странная история.

Стоимость работ в полном объеме в этом министерстве одобрили без каких-либо замечаний. Но на вопрос «Почему?» они отвечают, что не вникали в цифры и это вообще не их работа. Однако весь пакет документов они собрали и направили бюджетную заявку в министерство экономики и бюджетного планирования (сейчас МНЭ). Справедливости ради, прокурор настаивает, что бюджетную заявку сформировали в акимате, а защита утверждает, что это противоречит бюджетному кодексу.

— Если согласовывали без замечаний и подавали бюджетную заявку, то кто в МТК обеспечивал полноту и достоверность информации этой заявки? — спросила представителя министерства адвокат Сауле Акатова.

— У нас есть внутренние закрепления, нужно поднять приказ и посмотреть, кто именно занимался линией ЛРТ. Комитет транспорта — инициатор (представители этого ведомства ранее в суде отрицали свою причастность — прим.). Но первый — акимат, — ответил бывший начальник управления бюджетного планирования МТК Юрий Каппель (сейчас директор департамента внутреннего аудита МИИР РК).

— Но с территорий поступает много заявок, письменных документов, которые просят денег из республиканского бюджета. Это же не значит, что МТК их все принимает, по листам смотрит и отправляет в Минэкономики и бюджетного планирования? – поинтересовалась защитник. — ССЗ были на 122 млрд, а ГЭ — на 104 млрд. Почему вы согласовали это увеличение?

— Мы согласовали не увеличение, мы отправили это все письмом в другой госорган, мы не рассматривали расчеты, мы не согласовываем расчеты, у нас нет сметчиков, мы не можем рассчитать. У нас сводное управление, мы занимались сводом бюджета и отправлением бюджетной заявки, — ответил Каппель.

Далее бюджетная заявка поступила в министерство экономики. Там, судя по показаниям, обоснованность расчетов и смет тоже не проверялась. Просто передали дальше на рассмотрение в республиканскую бюджетную комиссию (РБК). В нее входили видные государственные деятели Казахстана, в том числе кабинет министров почти в полном составе. Они, по версии прокурора, тоже ничего проверять не стали, а просто подписали и выделили деньги на проект. Причем обвинение настаивает: министры были введены в заблуждение отраслевыми заключениями, которые выдал акимат.

«Мы членов комиссии не допросили (суд отказался их вызывать — прим.), документы, которые предоставлялись, были предоставлены МТК и рассмотрены на РБК. А в РБК что, слепые дети, чтобы за них комментарии давать? В суд их не вызывали. А сейчас вы говорите о хищении. Кроме того, был проведен акт контроля №111, который тоже был представлен. И он проверял все выделения средств на удорожание. И я вам зачитывал письмо госэкспертизы о целесообразности корректировки. Карагойшин (первый заместитель директора РГП «Госэкспертиза») подтвердил, что корректировать надо и есть увеличенные объемы. И никакие наши экспертизы, которые уходили от местных исполнительных органов, не принимались. Они принимались на уровне МТК и РБК. Поэтому вы вводите в заблуждение», — возразил прокурору на обвинение подсудимый, бывший начальник управления транспорта акимата Рашид Аманжулов.

Но кто же отвечает за расчеты, представленные в сводно-сметных расчетах, которые, возможно, позже переместились в технико-экономическое и финансово-экономическое обоснование? Ответа на этот вопрос пока нет: свидетели «перекидывают стрелки» друг на друга. Тем временем эти расчеты были узаконены депутатами «путем уточнения республиканского бюджета». И закон этот никто не отменял и не признал недействительным.

А вот Ерсайын Нагаспаев на этот вопрос суду ответил, что ответственность лежит на разработчиках, то есть представителях французской SYSTRA и бывшем директоре ТОО «Астана LRT» Талгате Ардане. И если последнего ищет Интерпол, то иностранцев то ли не хотят, то ли не могут допросить казахстанские следователи. Хотя их местоположение доподлинно известно, и они явно не скрываются от правосудия.

Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 1
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0