воскресенье, 28 апреля 2024 г.
icon
443.35
icon
475.54
icon
4.82
Алматы:
icon
9oC
Астана:
icon
16oC
1xadv
×

Осужденный по делу об «Астана LRT» заявил о хищении еще 9 млрд, о которых все молчат

Ветка ЛРТ в столице Казахстана появится не скоро, ведь ее строительство нецелесообразно, а чиновники на местном уровне боятся подписывать финансовые документы. Таким мнением поделился один из осужденных по делу об «Астана LRT» Талгат Ашим, передает автор ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

«И я вас поздравляю, акимат, вы никогда не построите ЛРТ, потому что чиновники, глядя на всю ситуацию, как акимат легко их сливает, как, если чиновник действовал в рамках процедур, ничего не украв, при этом, его садят на семь лет, а четверо из них издеваются, держа его в СИЗО. Так что вот, я уверен, что ни один чиновник не подпишет ни одну бумагу касательно бюджетных процедур и бумагу, связанную с расходованием средств. Если и найдется кто-то, это будет пара-тройка идиотов, я так думаю, которые в общем принятии решений погоды не сделают. И я им рекомендую сразу после подписания документов бронировать себе место в СИЗО», — высказал свою позицию экс-глава АО «Астана Innovations» Талгат Ашим.

Накануне новый аким Астаны Женис Касымбек анонсировал необходимость возобновления строительства линии ЛРТ, но в усеченном формате. На деле это восемь станций и пять поездов, проходящих по краю города и соединяющих аэропорт Нурсултан Назарбаев и новый вокзал «Нурлы жол». Под эти нужды из госбюджета уже выделили 50 млрд тенге, а всего нужно 500 млрд.

Талгат Ашим убежден, что такая линия легкорельсового транспорта — ошибка. Ведь в ней нет никакого прикладного и экономического смысла. Более того, эта линия не решит ни одной транспортной задачи города. Единственный плюс, который бросается в глаза, — памятник коррупции перестанет мозолить глаза обществу и станет действующей транспортной системой, пусть и неэффективной.

«Я и ранее говорил, что проект ЛРТ абсолютно не масштабен и не нужен городу. Городу нужен был проект БРТ, за который меня и судили. Этот проект охватывал весь город и мог решать транспортные проблемы. А урезанный проект ЛРТ, который сейчас собираются достраивать, — абсолютно бессмысленный и неэффективный, у города нет в нем никакой необходимости. Если же он будет достроен, он быстро покажет свою неэффективность и бессмысленность, и тогда что-то может поменяться. Ну, начнутся опять разборки и кого-то начнут сажать. Естественно, не посадят же акима, посадят чиновников. И поэтому, я думаю, каждый чиновник прекрасно осознает, чем может закончиться выделение средств на ЛРТ. Оно будет блокировано и не будет сделано, с чем вас, акимат, и поздравляю», — считает осужденный.

Еще одна причина, по которой реализация линии ЛРТ находится под вопросом, — ранее совершенные хищения. Известно, что на стадии реализации проекта китайскими компаниями совместно с Адильбеком Джаксыбековым и Нурали Алиевым сначала из Банка Астаны украли 257 млрд тенге. Но позже, уже на стадии строительства, утекло еще 9 млрд тенге.

«Тогда на столбы ставили пролеты, как перекладины, на которые рельсы ложатся. Вот тогда были подписаны фиктивные акты на 9 млрд тенге, что эти пролеты там якобы стоят, но их нет до сих пор. И чиновники поэтому пугаются, ведь там есть хищения, а они должны глаза на это закрыть и выделить деньги, не реагируя, что 9 млрд тенге уже украдено», — рассказал редакции бывший глава АО «Астана Innovations».

По его словам, хищения подтвердила судебно-строительная экспертиза, которую не приобщили к делу об «Астана LRT», и, по сути, утаили под лозунгом «не относится к данному уголовному делу». Кроме того, в ней эксперты описали претензии и к работе компании «Кулагер», которая занималась выносом инженерных сетей. У них нарушений набралось на 60 млн тенге за неправильное расположение колодцев и обращение с зелеными насаждениями. Но про эти хищения и нарушения никто не говорит, и были ли возвращены деньги — неизвестно.

Но одно мы знаем точно: следствие почему-то решило разбираться с проектировщиками и чиновниками средней руки и суммой ущерба поменьше — 5,8 млрд тенге. Уголовное дело по 257 млн долларов хоть и возбудили, но не расследуется, а про украденные 9 млрд тенге в ходе строительства вообще все молчат.

«И в итоге смысла нет (в строительстве ЛРТ — прим.), а риски большие. И вопрос по 9 млрд тенге… но, может, они закрыли этот вопрос, может, деньги вернули, в чем я сильно сомневаюсь. Если деньги не вернули, то это конкретный тормоз для проекта. Люди знают, что там есть воровство и вкладывать туда деньги, подписывать документы — рискованное дело. Тем более что к проекту — большое внимание, и, видя нашу историю, чиновники, занимавшиеся проектированием ЛРТ, БРТ и ИТС, получили по семь лет условно и реально. А чиновники умеют заволокитить, как бы аким не старался. Если они хотят задержать процесс реализации, они это сделают», — заключил Ашим.

Ситуацию с нежеланием чиновников работать по проекту ЛРТ, видимо, заметили и в акимате. А потому под конец судебных заседаний уже в апелляционном суде перед коллегией выступила представитель местной исполнительной власти с обращением от заместителя акима Солтамбекова. Она просила не наказывать чиновников так строго, обращая внимание на то, что они просто выполняли поручение вышестоящих руководителей и не занимались личным обогащением (денег следствие, хотя очень старалось, не нашло). Причем за три года судебных заседаний представитель акимата впервые что-то говорил в поддержку своих бывших коллег.

«Если госслужащий выполнял протокольные поручения и, может, где-то и ошибался, но при этом не имел какой-либо корысти и какого-то злого умысла, не получил от этого никакой выгоды, то привлечение его к уголовной ответственности ломает судьбу этого человека, а также порождает опасную по своим последствиям инертность государственного аппарата, необходимые решения не принимаются, доминирующую роль приобретает практика коллективной ответственности. А это сплошные заседания, сбор подписей и так далее. И это все усматривается из рассмотренного дела.

Такое положение дел недопустимо. Это приводит к тому, что госслужащие начинают опасаться принимать ответственные управленческие решения. И в подобных ситуациях надо детально разбираться. Из материалов дела следует, что ни Нурпеисов, ни Аманжулов, будучи госслужащими, не имели никакой корыстной цели и умысла по проекту «Новая транспортная система города Астаны» LRT, BRT и ITS.

 

При хищении обязательно должен быть умысел и корыстная цель. Иначе нет состава. По делу мы не видим, что суд установил, что кто-то из них что-то получил или обогатился. Поэтому приговор по отношению к ним суров. Ходатайствуем его изменить с учетом сказанного», — зачитала письмо замакима представитель акимата.

Суд, выслушав позицию местного исполнительного органа, сообщил, что вносить подобные речи нужно было в текст своей апелляционной жалобы, как бы намекая, что не поздно это сделать. Но в местном исполнительном органе решили этого не делать и ограничиться таким заявлением в виде ходатайства.

— Какое-то странное действие, если честно. Ну, во-первых, в последний момент, во-вторых, если бы они хотели свою позицию четко заявить, обозначили бы ее в своей апелляционной жалобе, а не в виде ходатайства? — спросил осужденного журналист редакции.

— Видимо, когда до них дошло, что процесс блокирован и им что-то нужно делать. Они рассчитывали, что если сейчас какое-то смягчение приговора пойдет, то сделано это будет с их помощью. Они должны были показать своим сотрудникам: «вот мы письмо послали, за своих заступились, посмотрите, как это подействовало», — прокомментировал он.

— А как они теперь собираются этот проект реализовывать?

— Я говорю: никак, — ответил Ашим.

Что будет с проектом линии ЛРТ, как он будет реализовываться и будет ли вообще, покажет время. Понятно, что прокуратуре и органам правопорядка нужно более подробно разобраться со всеми «хвостами» и хищениями проекта. Пока же в деле об «АстанаLRT : проектировщики» точку поставила апелляционная судебная коллегия, которая оставила приговор первой судебной инстанции в суде. Будут ли обжаловать приговор осужденные, пока непонятно. На эту темы высказался только Талгат Ашим, заявив, что закрыл эту тему и хочет жить дальше. Он уверен, что решение осудить всех подозреваемых было политическим, а значит, пока ситуация в стране не изменится, идти в верховный суд бесполезно.

Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 1
Забавно 13
Сочувствую 1
Возмутительно 1