пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
2oC
Астана:
icon
-3oC
×

Многоликость акима — явление новое для жителей Туркестанской области

Дархан Сатыбалды в середине прошлого года уверенно принял бразды правления Туркестанской областью. Южане, любящие присваивать прозвища своим кормчим и рулевым, в случае с Дарханом Сатыбалды до сих пор ничего не придумали. Даже в аппарате шефа за глаза называют просто аким. Как объяснил один из акиматовских аксакалов, невозможно ухватить какую-то характерную черту Сатыбалды Амангельдиевича. С его предшественником все было проще и понятнее. Крепкий хозяйственник советской школы Умирзак Естаевич был, конечно, непрост, но вполне доступен пониманию. В Кентау даже кафе в его честь назвали — «Умка». А что же скрывается за безупречной улыбкой нынешнего акима, попытался выяснить собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото: пресс-служба акима Туркестанской области
Фото: пресс-служба акима Туркестанской области

Больше всего по времени в стремительной карьере Сатыбалды заняла дипломатическая служба, что наложило неизгладимый отпечаток на манеры нового главы области.

Коллега действующего президента в должности главы одной из самых сложных областей страны с самого начала повел себя сурово. Выговоры, последние предупреждения и строгие замечания в изобилии посыпались на областных чиновников — за индустриальные зоны, инвестиции, строительство и прочие отдельные недостатки. Регулярно получают свою долю высокого неудовольствия строительные подрядчики в Туркестане, дорожники. По решению судов были взысканы штрафы в размере более 5 млн тенге, две подрядные компании признаны недобросовестными.

При этом на публике Дархан Сатыбалды неизменно сияет «американской» улыбкой во все 32 белоснежных зуба. С такими улыбками киногерои очаровывают собеседников или всаживают шестую пулю в оппонента.

Улыбку всегда носит с собой, хотя иногда она бывает явно невпопад. Впрочем, снимает ее мгновенно, как бейсболку. Означать она может все что угодно: от полного удовольствия от увиденного или услышанного до полного безразличия. Думайте сами, решайте сами. Явное раздражение на людях проявляет редко и сдержанно.

 Первый против

По высочайшему повелению уже второй год все акимы в стране обязаны регулярно встречаться с населением городов и сел. Обычно такие встречи на всех уровнях проходят рутинно: вопросы, озвучиваемые жителями, новизной не поражают. Они поднимаются жителями области не первый год и решаются по мере сил и средств. Ремонт дорог, отсутствие общественного транспорта и питьевой воды, проблемы с жильем, плохая связь и т. д. Дархан Сатыбалды смог неожиданным спичем поразить даже видавших всякое туркестанцев.

Живой отклик у главы области нашел поднятый участниками встречи вопрос борьбы с коррупцией.

«Первый, кто выступает против коррупции в области, — заявил Д. Сатыбалды, — это я. Администрация заинтересована в том, чтобы все граждане исполняли закон. Руководители и государственные служащие, уличенные в коррупции, в обязательном порядке освобождаются от работы. Но только если их вина доказана в установленном законом порядке. С коррупцией надо бороться всем миром. Вы знаете, что ответственность несут и получающий, и дающий взятку».

Бескомпромиссная борьба с коррупцией, бушующая в Туркестанской области, буквально выкашивает государственный аппарат. Чиновники несут невосполнимые потери. Кентау в 2022 году стал настоящим «кладбищем» акимов: из трех за год сели двое. Идет суд над начальником управления акимата области. В нынешнем году взяли сразу несколько высокопоставленных чиновников акимата Шымкента. Остальные районы области пока держатся. Но силы чиновников не беспредельны, а борьба не утихает.

Размах

По достоверной информации из столицы, Сатыбалды получил завидный по многим параметрам пост начальника Южного Казахстана с серьезным довеском — поручением провести на подведомственной территории индустриализацию. Судя по его заявлениям и выступлениям перед жителями, порученное дело продвигается вперед семимильными шагами. Если суммировать все обещанные инвестиции и планируемые к постройке предприятия, то советские пятилетки с их жалкими заводиками на 20-30 тыс работников мы давно догнали и перегнали.

Недавно Сатыбалды неожиданно пообещал жителям Созакского района провести индустриализацию их скотоводческого края. Цена вопроса — 1 трлн тенге — была озвучена с великолепной небрежностью. Подумаешь, сумма! Не такие осваивали.

«В районе будут реализованы 13 проектов, — сообщил удивленным сельчанам глава области, — в следующем году начнется строительство завода по производству серной кислоты компании «Казатомпром» стоимостью 100 млрд тенге. Планируется начало строительства предприятия по добыче природного газа компании «Мангышлак-Мунай» стоимостью 89 млрд тенге. Будет построен завод по производству минеральных удобрений компании «Созак Фосфат» стоимостью 130 млрд тенге. /.../ Для строительства новых заводов определены земельные участки, ведутся необходимые разведочные работы, оформляются документы на строительные работы».

Разумеется, свои деньги в созакские степи отечественные и в большей степени зарубежные капиталисты вкладывать собираются не прибыли ради, а для блага местных жителей. Альтруизм, как известно, главная черта действующего общественного строя.

«При реализации этих проектов, — пообещал Сатыбалды, — будет создано 1706 постоянных рабочих мест, что будет способствовать социально-экономическому развитию района. Мы прилагаем усилия для развития промышленности, уделяем приоритетное внимание строительству заводов и фабрик для постоянной занятости населения».

Итого в среднем на каждый из 13 «заводов» приходится по 131 рабочему. Если вычесть неизбежных вице-президентов, заместителей, персональных водителей, секретарш и прочих помогаек боссов, «на лопате» остается не больше сотни. Шымкентский фосфорный завод перед уничтожением насчитывал около 28 тыс работников, свинцовый — больше 10 тыс. К тому же все проекты с привычными многозначительными уточнениями «планируется», «будут запущены». Таких индустриальных гигантов у нас не пересчитать было.

Одним из приоритетов своей работы в области Сатыбалды определил борьбу с безработицей. Нехватка рабочих мест — давняя и вряд ли разрешимая в формате рыночной экономики проблема самой густонаселенной области страны. Если проекты в Созакском районе направлены на борьбу с безработицей, то их можно сразу вносить в Книгу рекордов Гиннесса: одно рабочее место обойдется в 586 166 471,27 тенге. Ничего нам для рабочего человека не жалко!

Есть проекты предприятий и покрупнее: ТОО «Инновационный комплекс «Састобе» планирует принять более 1 тыс человек, если и когда заработает. Громадье цифр, обозначающих контуры индустриального будущего Южного Казахстана, поражает воображение.

«На 2023 год для дальнейшего развития промышленного потенциала области определены 10 важнейших проектов. Их реализация позволит привлечь 1,5 трлн тенге инвестиций и создать 3 тыс новых рабочих мест», — обозначил планы аким Туркестанской области.

И вызывают неуместные в обстановке всеобщего трудового подъема вопросы: если одному Созаку обещан триллион, как же остальные всего на 0,5 трлн обернутся?

Такой разный

Кайрат Балабиев, в то время секретарь маслихата области (теперь депутат мажилиса), охарактеризовал Дархана Сатыбалды как «опытного государственного служащего, настоящего управленца, хорошо знакомого с социально-экономической ситуацией в области».

Другой высопоставленный чиновник, по понятным причинам предпочевший анонимность, назвал его непредсказуемым: «Черт знает, что ожидать. Трудно понять, чего он хочет. Говорит одно, думает другое, планирует третье...»

Близким соратникам виднее. Многоликость областного акима — явление для южан новое. Обычно наши бастыки проявляли свои лучшие (и худшие) черты более откровенно. Но, как говорят знающие люди, времена нынче такие: тише будешь — дальше уедешь.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0