В редакцию ИА «NewTimes.kz» обратились неравнодушные алматинцы с просьбой разобраться в ситуации вокруг памятника, являющегося достоянием южной столицы. Речь идет о плачевном состоянии знаменитых фресок Евгения Сидоркина, которые воспроизвели после их уничтожения во время реконструкции Дворца спорта. Автор NT — художник и арт-критик Зитта Султанбаева лично оценила ущерб, нанесенный фрескам.
После сообщения в соцсетях неравнодушного алматинца Габбаса Илюсинова о разрушениях в панно Сидоркина автор NT вместе с фотографом Абликимом Акмуллаевым посетила Дворец спорта и оценила степень повреждений реконструированных (после их уничтожения в начале 1990-х) фресок Евгения Сидоркина.
Дворец спорта был построен в 1967 году по заказу государственного комитета по физической культуре и спорту при совете министров Казахской ССР. Девять месяцев в году функционировала ледовая арена, на которой проводились учебно-тренировочные занятия и соревнования по хоккею и фигурному катанию. Кроме того, в здании имелись главный зал с четырьмя трибунами на 6 тыс мест, машинное отделение для подготовки искусственного льда, медицинский и методические кабинеты.
Во дворе Дворца спорта проводились международные, всесоюзные и республиканские соревнования по боксу, баскетболу, карате, проходили выступления артистов эстрады и балета на льду, международные выставки и республиканские ярмарки. В здании расширенный первый этаж. На главном фасаде расположена лоджия со сплошным витражом и глухим ограждением по бокам. В средней части, напротив входных дверей, проходит длинный пандус.
На дворовом фасаде вместо лоджии посередине наличествуют большие витражи и ворота. Первые этажи боковых фасадов решены на сочетании глухих широких гладких угловых простенков и фриза со сплошным витражом. В средней части между дверями наличествуют широкие глухие простенки с низким многофигурным двухцветным рельефом спортивной тематики. На главном и дворовом фасадах глухая высокая стена имеет лучковый щипец, а ее поверхность покрыта крупными треугольными призмами, симметрично смещенными относительно друг друга и чередующимися в вертикальных рядах.
На главном фасаде в левой верхней стороне щипца помещена накладная плоскорельефная металлическая композиция, изображающая бегунов с факелом авторства Е.М.Сидоркина; ее композиционно уравновешивает парапетная надпись полного названия сооружения с правой стороны входной лоджии. В верхней части стены дворового фасада выполнен ленточный проем. Верхние витражи боковых фасадов закрыты четырехрядной решеткой из косо расположенных плоских прямоугольных плит. Они попарно сближены и смещены относительно друг друга в смежных рядах. На западном фасаде в верхней части наличествует небольшая лоджия с глухим ограждением. Состав авторского коллектива архитекторов: В. Кацев, И. Слонов, О. Наумова, В. Толмачев, И. Цитрин. На восточной стороне здания расположено сграффито художника-графика Евгения Сидоркина.
О трансформации здания в конце нулевых
«Проект Дворца спорта архитектора Владимира Кацева претерпел коренную перестройку в 2009 году с целью расширения его вместимости. И это уже был совсем другой проект. Таким образом, был утрачен архитектурный облик проекта В. Кацева вместе с его фасадной облицовкой и бронзовой выколоткой-эмблемой из двух бегущих атлетов-факелоносцев — казахских юноши и девушки», — говорил Вадим Сидоркин в июле 2018 года.
Таким образом, мы видим, что утрата первоначального замысла проекта и его внешнего облика происходит не первый раз. Создав в своем гениальном творчестве образы невероятной силы, притягательности, магии и волшебства, проиллюстрировав казахский народный эпос, как «Алпамыс батыр», знаменитый роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая», стихи Сакена Сейфуллина и еще много чего, имя Евгения Сидоркина было вписано в сокровищницу казахстанского искусства и культурного наследия.
Картина, конечно, печальная, горькая, тревожная. Ощущение, что вновь вернулись в эпоху 90-х, когда уничтожение следов советской эпохи и ее культуры стало условием строительства нового независимого государства, сделав 30-летний виток, вновь вернулись в ту же точку.
Нет уж в живых ни создателя этого спортивного цикла, ни его супруги Гульфайрус Исмаиловой — гордости своего народа, ни их замечательного и единственного сына и наследника Вадима Сидоркина.
О том, как тяжело приходилось родителям в 90-е годы прошлого столетия и каких усилий им стоило сохранить свои произведения, их сын рассказывал газете «Время».
«Поначалу нам было тяжело, но потом наступила другая эпоха, 90-е годы, и тяжело стало всем, — вспоминал Вадим. — Время было такое, когда люди хотели разрушить все до основания, когда разворовывались фонды государственных музеев и творческих объединений, когда перечеркивалось все сделанное раньше, когда непризнанные художники мечтали стереть память о тех, кто был в зените славы. Во время перестройки как раз и попытались задвинуть многих «стариков». Моих родителей многие коллеги ненавидели за то, что они были успешными».
Гульфайрус от этого страдала больше, чем от болезней, постепенно одолевавших сильную и красивую женщину.
«Родители были и остаются одними из самых покупаемых казахстанских художников. Например, во время разрухи в Государственный музей искусств им. Кастеева обратился потенциальный покупатель, желавший приобрести холст «Казахский вальс». Он предлагал за картину такую сумму, на которую можно было отремонтировать все здание музея. Но мама не дала разрешения на продажу: «Только через мой труп, ведь я писала для народа». Но это случай, когда наше мнение спрашивали. Чаще мы знали, что наследие разворовывается и распродается, но сделать ничего не могли. В то время вообще советское искусство из стран СНГ увозилось вагонами. Многие частные галереи открыто торговали краденым из разных запасников и фондов. Например, мама долго работала художником в Театре оперы и балета им. Абая. И во время реконструкции театра ее многочисленные эскизы были переданы в музей. А потом я видел их у коллекционеров. Мама очень тяжело переживала это», — рассказывал художник и сын талантливых артистов.
Вадим Сидоркин у найденного под гипсокартоном сграффито своего отца в кинотеатре «Целинный»
Судьба работ Сидоркина тоже оказалась непростой. Многие его монументальные панно спасали всем миром, объединялись даже коллеги, доказывали прорабам, что это художественное наследие Казахстана в отличие от новостроя. Так, с помощью писем и протестов было восстановлено панно на Дворце спорта.
«Тогда очень много людей включилось в борьбу, и мы добились хотя бы восстановления работы. Правда, средств было выделено немного, и получилось не совсем то, но хотя бы такая память об отце останется. Из монументальных работ отца остались фронтон в театре им. Ауэзова и большое панно в доме-музее Ауэзова», — пояснял Вадим Сидоркин.
Так, в борьбе, и проходило время, которое можно было бы потратить на собственное творчество. Ведь, несмотря на протесты родителей, Вадим выбрал ту же профессию, что и они. Даже не для того, чтобы доказать собственную гениальность, а для того, чтобы испытать радость творчества, которой всегда был наполнен дом.
За экспертным мнением мы обратились к старшему научному сотруднику ГМИ им. А. Кастеева, президенту национальной секции ААМС Казахстана, ответственному секретарю Союза художников РК Кулижазире Мукажановой.
«Масштаб личности такого художника, как Евгений Матвеевич Сидоркин, становится понятным с течением времени. Его жизнь в искусстве Казахстана — органичное, серьезное и большое явление художественной культуры. Его произведения показывают, как глубоко он прочувствовал казахскую культуру. Круг его творческих интересов не ограничивался только графикой. Сам художник говорил, что темы битв, поединков, набегов требовали автономной разработки. «Тема заставила меня «полезть на стенку», и в результате появился тридцатиметровый рельеф на тему «Казахский эпос», который установлен на фасаде театра им. Ауэзова, ныне казахский ТЮЗ им. Мусрепова. Потом были созданы композиции в фойе кинотеатра «Целинный», рельеф на тему казахских легенд в доме-музее Мухтара Ауэзова. Панно на стене Дворце спорта создано на современный сюжет. Идея читается сразу. В прямоугольной композиции — фигуры спортсменов, представляющих разные виды спорта. Собранные в одном пространстве, они покоряют совершенством пластической формы, выразительностью силуэтов, динамичностью ритмов. Высочайший профессионализм и исполнительское мастерство, свойственные его творчеству, проявились в ясности замысла, чистоте форм, сбалансированности и ритмичности рисунка.
Монументальные работы Евгения Сидоркина обогатили облик нашего города, сделали его художественно и духовно наполненным, внесли своеобразие. Тем более кажется кощунственным сознательное уничтожение собственной культурной памяти. Восстановление и сохранение культурных объектов, созданных талантливыми художниками, — дело чести потомков», — отметила искусствовед и заслуженный деятель Казахстана.
Вот такая печальная история, настоящая метафора состояния нашей культуры сегодняшнего дня в новом Казахстане. Будет ли реставрироваться этот объект — памятник советской и казахстанской культуры — вопрос к дирекции Дворца спорта и акимату Алматы остается открытым.
Фото Абликима Акмуллаева и из архива ZitAbl