среда, 27 ноября 2024 г.
icon
498.55
icon
524.28
icon
4.75
Алматы:
icon
9oC
Астана:
icon
-1oC
×

Можно ли «оживить» актера Фархата Абдраимова с помощью нейросети, и стоит ли это делать?

Нейросеть способна воссоздать внешность и голос Фархата Абдраимова, но в казахстанском кинематографе пока не все готовы экспериментировать с подобными технологиями. Почему отечественные фильмы лидируют в прокате Казахстана, и сможет ли искусственный интеллект стать альтернативой традиционному кино? Эти и другие вопросы обсуждали на международном кинофестивале «Евразия» в Алматы.

Фото: Instagram.com/fara_actor
Фото: Instagram.com/fara_actor

Вопрос о применении искусственного интеллекта (ИИ) в киноиндустрии активно обсуждается как на мировом уровне, так и в Казахстане. Особое внимание этой теме уделили на XVII Международном кинофестивале «Евразия», который прошёл в Алматы, собрав кинематографистов из 15 стран. В центре внимания оказались не только технологии, но и новые вызовы и возможности для кинематографистов. Подробнее – в репортаже журналистки ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко. 

Технологии и искусство: взгляд экспертов

Программный директор фестиваля Диана Ашимова выделила сложность внедрения ИИ в процесс создания фильмов, отметив, что такая практика одновременно открывает новые горизонты и вызывает этические споры. 

«Сейчас нейросети всё больше входят в кинематограф. На первый взгляд это выглядит захватывающе: технологии упрощают процесс, особенно для визуальных эффектов, и помогают молодым режиссёрам с минимальными бюджетами создавать качественные работы. Но важно понимать, что ИИ — это инструмент, который должен оставаться под контролем человека. Настоящий художник — это тот, кто задаёт машине правильные параметры и сохраняет художественное видение».

Диана Ашимова напомнила о большом скандале со сценаристами из Голливуда, которые требовали повышение заработной платы и защиту сценаристов от замещения их труда искусственным интеллектом. Забастовка обошлась экономике США примерно в пять миллиардов долларов. Отдельно от сценаристов начали бастовать и актеры, что усугубило удар как по киноиндустрии, так и по ряду смежных с ней отраслей.

«Этот вопрос вызывает множество споров. С одной стороны, хочется оценивать мастерство режиссера, а не то, что выполняет за него умная машина. Даже в Голливуде активно обсуждают эту тему. Там прошла забастовка сценаристов, поднявших вопрос о необходимости этой профессии, если нейросеть может выполнить работу за человека. Я считаю, что умная машина, в конечном итоге, управляется человеком, и именно он должен задать ей правильные параметры».

Казахи умеют снимать не только комедии 

Казахстанский продюсер Карим Кадырбаев рассказал, что казахстанские режиссеры стали пробовать в себя не только в жанре комедии. 

«Если раньше мы делали акцент на комедии, то сейчас зрители стали больше интересоваться драмами, историческими фильмами и даже хоррорами. Например, фильм «Нурикамал» идёт при полных залах. За последний год вышло несколько хорроров».

По словам Кадырбаева, 2024 год стал для казахстанской киноиндустрии знаковым. В прокат вышло 90 казахстанских фильмов, что стало абсолютным рекордом. Для сравнения, в прошлом году их было 60. Особенно впечатляют кассовые сборы: шесть фильмов сумели собрать более миллиарда тенге.

«Если вы посетите кинотеатры, то увидите, сколько казахстанских картин выходит в прокат. В последнее время наблюдается настоящий бум в создании веб-сериалов. За последний год в прокат вышло несколько картин в жанре хоррор. В следующем году мы ожидаем три-четыре казахстанские картины, которые выйдут на широкий экран и будут замечены не только нашим зрителем, но и за пределами Казахстана. Да, существуют проблемы с детским кино, с его производством и продвижением, но анимация — это будущее, и у этого жанра большие перспективы».

Почему стоит посетить «Евразию»?

Программа кинофестиваля включает две секции — международный конкурс, в который вошли 12 фильмов, и конкурс стран Центральной Азии и Тюркского мира, где представлены 9 картин. Гран-при фестиваля составит 4 млн тенге.

У зрителей будет отличная возможность увидеть множество интересных фильмов. Например, картина испанского кинорежиссера Исмаэля Бланко «Земля наших матерей», снятая с минимальным бюджетом, в которой все актеры — непрофессионалы.

Фильм Шарипы Оразбаевой «Тул» на серьезную социальную тему тоже заслуживает внимания. Во внеконкурсной программе — большая историческая картина «Вермильо» (Италия), которая в этом году была представлена на премию Оскар в секции «Лучший фильм на иностранном языке». В этой же программе будет показан интересный документальный фильм Хаяо Миядзаки «Птица», который рассказывает о том, как великий мастер создавал свои анимационные фильмы. Еще один документальный фильм, который стоит внимания, — «Послеобеденное одиночество» — лучший фильм на кинофестивале в Сан-Себастьяне. На фестивале также будет показана корейская картина «Дом времен года», которая рассказывает историю семьи.

В международной конкурсной программе Казахстан будет представлен картиной «Тул» Шарипы Уразбаевой. В конкурсе стран Центральной Азии и Тюркского мира состоится национальная премьера фильма «Жоктау» режиссера-дебютанта Орлана Анартаева, мировая премьера которого уже прошла в Локарно.

«Председателем международного жюри в этом году станет известный турецкий кинорежиссер Нури Бильге Джейлан. Это трижды призер Каннского кинофестиваля, обладатель Золотой пальмовой ветви, режиссер, которого называют любимчиком Канн. Джейлан будет отсматривать конкурсные картины, с ним также состоится творческая встреча. Мы покажем, как дебютантам работать с международными фондами, как получать финансирование за рубежом. В конкурсе есть работы дебютантов, которые уже представлены на кинофестивалях класса «А» — Берлин, Канны, Венеция. Расскажем, как подавать проекты на международные лаборатории, как совершенствовать сценарии», – рассказали организаторы. 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0