вторник, 14 января 2025 г.
icon
526.81
icon
542.72
icon
5.16
Алматы:
icon
-7oC
Астана:
icon
-9oC
×

Про людей и уродов. О чем фильм «Кадет» и как картина связана с солдатом Ербаяном Мухтаром

Новый фильм Адильхана Ержанова — постхоррор «Кадет» добрался до широкого проката. Рассказываем, о чем эта картина. 

Фото: скриншот из фильма «Кадет»
Фото: скриншот из фильма «Кадет»

О новом фильме «Кадет» Адильхана Ержанова заговорили ещё в сентябре, когда фильм попал в основную программу Токийского кинофестиваля. Там о картине неожиданно с большой любовью отозвался мексиканец Альфонсо Куарон. И вот фильм, наконец, добрался до широкого проката.

Вместе с нашим автором Камиллой Азимбаевой разбираемся, о чем фильм «Кадет». 

От редакции: предупреждаем, что в тексте могут быть спойлеры

История Ербаяна Мухтара 

В кинотеатрах стартовал прокат фильма «Кадет» режиссера Адильхана Ержанова. Трейлер картины был представлен осенью прошлого года, когда вся страна облетела новость о трагической истории военнослужащего Ербаяна Мухтара, который после полугода службы в Нацгвардии вернулся домой инвалидом. Этот случай стал лишь одним из многих примеров жестокости в военных структурах, и благодаря ему фильм «Кадет» вызвал большой интерес у казахстанского зрителя еще до официальной премьеры. Социальный контекст, в котором разворачивается история, придает картине особую актуальность, а ожидания зрителей были связаны с тем, что фильм предложит художественное осмысление жестокой реальности в казахстанской армии через жанр ужасов.

Фестивальный режиссер

С появлением фильмов Адильхана Ержанова в программах Венеции критики заговорили о феномене казахстанских фильмов. Неудивительно, что каждый новый фильм Ержанова заставляет волноваться. Как и многие другие молодые режиссеры, подающие надежды, Адильхан планомерно осваивал и продолжает осваивать международную арену. Самые солидные из достигнутых им вершин — участие в Каннах и в программе Берлина. Работы Ержанова показывали в Роттердаме, Сан-Себастьяне, Таллине, а его новый «Кадет» одним из первых увидел оскароносный режиссер Альфонсо Куарон, создавший фильмы «Гарри Поттер и Узник Азкабана», «Лабиринт Фавна» и «Гравитация». В интервью итальянскому изданию Ciak Magazine Куарон рассказал, что «Кадет» Ержанова обязательно найдет широкую аудиторию.

«Когда я встретил Ержанова на кинофестивале «Полуночное солнце» в Финляндии и увидел его фильм, сразу написал ему, что «Кадет» — невероятное произведение. Предложил поделиться с коллегами-режиссерами, такими как Гильермо дель Торо и Павел Павликовский. Все они также были в восторге от фильма. Это один из тех редких случаев, когда виден ясный взгляд зрелого автора, который через историю ужасов выражает всеобщие проблемы», — рассказал Куарон.

Адильхан Ержанов в своих работах искусно рассказывает о том, что его не устраивает в системе современного Казахстана: проблемы бюрократии, утратившие смысл традиции, коррумпированность. Действие почти всех его фильмов происходит в Каратасе, куда легко приехать, но откуда сложно выбраться. Именно в этот населенный пункт Адильхан Ержанов поселил своих персонажей: коррумпированных полицейских, глупых чиновников и обнаглевших бандитов. А локации Каратаса напоминают любой город в Казахстане, кроме Алматы и Астаны, поэтому его фильмы расширяют плоскость экранного мира в ситуациях более житейских, понятных казахстанцам. Сюжет «Кадета» тоже разворачивается в Каратасе.

Визуальный стиль «Кадета», созданный оператором Еркинбеком Птыралиевым, использует статичную камеру и приглушенные цветовые решения, но особенный шарм в драматургии фильма придает лаконичная, но изобретательная работа Айнуры Рысбай, которая указана художником-постановщиком фильма.

Когда реальность страшнее вымысла

По сюжету учительница истории Алина вместе с сыном Сериком приезжает в Каратас, чтобы начать работать в местном кадетском корпусе. Здесь она надеется устроить сына в училище — молчаливого и странного мальчика, который боится острых предметов. Серик предпочитает играть в компьютерные игры, не общается с другими детьми и выглядит совершенно иначе, чем его сверстники. Его бледная кожа и длинные черные волосы резко контрастируют с образом местных кадетов, чьи головы обриты наголо.

Директор корпуса, советский военный, относится к Алине и ее сыну с пренебрежением, но вынужден принять Серика в училище, так как тот — внебрачный сын местного генерала. Однако сама Алина не может простить своему сыну его происхождение, ведь он стал результатом насилия. Ей тяжело любить ребенка, и это невысказанное отчуждение формирует характер Серика. Из-за холодности матери он растет замкнутым подростком, что становится причиной жестоких издевательств со стороны одноклассников в первый день обучения.

Алина узнает, что Серик случайно занял место другого кадета, который погиб, выпав с окна, после того, как убил свою мать. Эти откровения приводят к глубокому стрессу у Алины, который еще более усиливается после следующего убийства в школе. В туалете находят тело одного из мальчиков, который ранее издевался над Сериком. 

Алина на уроках истории делится с учениками ужасами войны, но они остаются равнодушными, а Серик смеется над ее рассказами при всех. С каждым днем женщина замечает все более странное поведение сына. К убийствам подростков в школе преподавательский состав остается равнодушным, однако следователь, расследующий дело, становится единственным, кто прислушивается к тревожным наблюдениям Алины.

Серик становится все более агрессивным, начинает убивать животных, и его жестокость получает похвалу от директора. В отчаянии Алина обращается сначала к имаму, который пытается изгнать из сына джинов, а затем к психиатру, который находит в изменениях Серика вину самой Алины. Тревога и безразличие властей заставляют женщину самостоятельно искать ответы. Она выясняет, что смерть детей в Каратасе случается раз в 14 лет и всегда связана с военными конфликтами: Чечня в 1994 году, Грузия в 2008 году, и теперь — Каратас, зима 2022 года.

Контекст казахстанской трагедии

Отношения матери и сына развиваются в замкнутом пространстве кадетского корпуса, где царят жестокость, насилие и предвзятость. Центральной темой является насилие, которое не только оставляет физические, но и глубокие психологические шрамы. Серик появился в результате насилия со стороны генерала, и Алина испытывает трудности в проявлении материнской любви. За это ее винят и директор школы, и психиатр, и сам Серик.

Фильм затрагивает проблему безразличия властей и образовательной системы к насилию и трагедиям. Убийства и издевательства в кадетском корпусе становятся неотъемлемой частью его функционирования, а бездействие местных властей и преподавательского состава лишь усугубляет ситуацию. Это создает ощущение безысходности и поднимает вопросы о беспомощности людей перед жестокой системой, которая не готова менять свои устоявшиеся нормы. В кадетском корпусе власть часто используется для манипуляций и подавления личности. Директор и преподаватели, вместо того чтобы поддержать Серика и помочь ему адаптироваться, оскорбляют его и используют его слабости для усиления своей власти. Это контрастирует с ситуацией, когда Серик становится все более агрессивным и жестоким, что приносит признание и похвалу со стороны того же самого директора.

Фильм также подчеркивает цикличность насилия, которая находит отражение в трагедиях, происходящих в кадетском корпусе Каратаса. Война становится метафорой для насилия, проходящего через поколения и продолжающего свою жизнь в лицах тех, кто на самом деле не имеет вины в этих событиях. Эти отголоски войны становятся фоном для трагедий, происходящих в школе, а их повторяющийся характер иллюстрирует разрушительное воздействие неизлеченных исторических травм.

Ключевым аспектом фильма является вопрос жестокости и бессилия систем, призванных защищать, но не способных на реальное вмешательство. Эта развязка углубляет тематику картины, добавляя элементы ужаса, которые выходят за рамки обычной мистики и превращаются в метафору личных и социальных трагедий, не имеющих выхода и продолжающих существовать в жизни персонажей. 

В последние годы в Казахстане активно обсуждаются случаи насилия в различных сферах, включая насилие в семьях, школах и других учреждениях. Жестокая атмосфера кадетского корпуса, где нормы, связанные с дисциплиной и мачизмом, становятся источником травм для молодых людей, отражает реальные проблемы, с которыми сталкиваются казахстанские учебные заведения. Военные училища страны также часто оказываются в центре обсуждений о жесткой дисциплине, насилии и психологическом давлении.

Призраки, преследующие персонажей, могут быть метафорой неизлеченных ран в коллективной памяти. Эти ранены и исторические травмы — последствия репрессий советского периода, борьбы за независимость и последующих социальных потрясений — становятся неотъемлемой частью современности. Казахстан, переживший множество исторических потрясений, продолжает процесс осмысления своего прошлого, сталкиваясь с его тяжкими последствиями в настоящем.

Что скрывает «Кадет»

Село Каратас напоминает советский городок. Иногда в кадетский корпус проникает дух времен царской России — курсанты обучаются здесь военному ремеслу чуть ли не на большевистских штыках. На старых фото — военные в обмундировании тех лет. Иногда здесь даже рассуждают о «царе, который хотел доказать, что силен» и всем понятно о ком речь. К слову, российского контекста здесь больше, чем в остальных фильмах Ержанова. 

Впечатление от происходящего на экране — неоднозначное. Зрители вместе с главной героиней переживают трансформацию сына, который попал в систему, а системе, как известно, женщине противостоять тяжело. Трудно сфокусироваться на сюжете, а повествование очень обрывистое: вопросов больше, чем ответов.

Последние годы казахстанские киноделы пытались освоить жанр хоррора: «ҚАШ» Айсултана Сеита, «Дәстүр» Куаныша Бейсека, «Анель» Акана Сатаева и даже «Жезтырнақ» Анвара Матжанова. Так «Кадет» и его ужасающий постер органично вписались в кинотеатры Казахстана. Однако сюжет фильма очевидно эскизный и незавершенный. Режиссер, похоже, очень торопился высказаться о том, как ему отвратительна культура насилия и жестокости, но лучше у него это получалось в фильмах «Голиаф» или «Черный, черный человек», где сюжет был полноценным, а мотивы главных героев ясными. Здесь Адильхан Ержанов показывает ужасы войны через метафору, где мальчики-подростки находятся в условиях изоляции кадетского корпуса.

В фильме присутствует весь необходимый набор для хоррора: гротеск, скримеры, надвигающаяся угроза, внутренний конфликт, мрачные локации, психологическое давление, тревожная музыка и резкие звуки. Жанр ужаса в теме войны полностью оправдан, а фильм резонирует с фактами дедовщины в казахстанской армии.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0