Пробки, ЛРТ и вода по часам: что сделал Женис Касымбек за три года на посту акима Астаны

8 декабря исполняется три года с момента, как Женис Касымбек возглавил Астану. Его критикуют, ему приписывают успехи, а также уже несколько месяцев «пророчат» повышение. Сам Касымбек эти разговоры отшучивал, заявляя, что «несерьёзно комментировать слухи», но в кулуарах на левом берегу уверяют — у него есть все шансы на новую высокую должность. Спецкор NewTimes.kz Жанат Тукпиев проанализировал, что успел сделать Женис Касымбек за три года, какие системные проблемы он пытался решить и как его решения повлияли на жизнь горожан.

Фото: gov.kz
Фото: gov.kz

От министра до акима

Начнём с биографии и профессионального бэкграунда акима. Женис Касымбек родился 7 мая 1975 года в городе Чу Жамбылской области в семье Махмуда Касымбекова, который долгие годы был начальником канцелярии в АП и считался близким человеком Нурсултана Назарбаева.

Журналисты как-то раз спросили у Касымбека: помогает ли ему отец в продвижении по карьерной лестнице? Касымбек тогда ответил, что успех его на государственной службе никак не связан с регалиями отца:

«Моё становление не связано с конкретным человеком. Я работал и работаю на государственной службе более 25 лет. И моё продвижение связано с профессиональными качествами, уровнем образования. Если мои руководители меня где-то заметили, поддержали — это другой вопрос», — говорил он редакции BesMedia в 2022 году.

Касымбек — опытный политик и государственник, который, в отличие от Ерболата Досаева (бывшего акима Алматы — прим. авт.), никогда не занимался бизнесом. Он занимал различные руководящие посты в Министерстве транспорта и коммуникаций — от вице-министра и ответственного секретаря до министра. В 2014–2016 годах был первым вице-министром Министерства по инвестициям и развитию, а с 2016 по 2019 год — уже министром этого ведомства. В 2019 году недолгое время занимал пост заместителя премьер-министра Казахстана, после чего стал акимом Карагандинской области.

8 декабря 2022 года Женис Касымбек стал акимом Астаны, сменив на этом посту Алтая Кульгинова.

Пробки

Одной из главных задач Жениса Касымбека на посту акима столицы должно было стать наведение порядка в сфере транспорта.

Читайте также: Женис Касымбек буксует: Астана опять стоит в пробках

Президент ещё в январе поручил Касымбеку избавить Астану от пробок. Однако ситуация только ухудшилась: помимо возобновившегося строительства ЛРТ, город всё чаще оказывался буквально перерытым и перекрытым из-за ремонта улиц.

К этой ситуации стоит добавить, что с каждым годом столица стремительно растёт, и всё больше жителей пересаживаются на личные автомобили. Сейчас в Астане официально зарегистрировано свыше 400 тысяч машин, тогда как, по оценкам специалистов, дорожная сеть может функционировать без заторов максимум при 100 тысячах. Всё, что превышает этот предел, превращает дороги в большую стоянку.

Чтобы хоть как-то решить эту проблему Женис Касымбек посоветовал людям пересесть на общественный транспорт.

«Единственный вариант во всём мире, во всех крупных городах — максимально загружать общественный транспорт и не использовать частный. Других вариантов в мире нет», — заявил Касымбек в феврале 2025 года.

Однако неоднозначные решения в транспортной политике приводили к плохим результатам. Показательный пример — ремонт на проспекте Мангилик Ел, где в апреле этого года сняли вполне хороший асфальт. Более того, работы стартовали в час пик, когда движение транспорта и без того было парализовано. Подобные действия неизбежно затрагивают и общественный транспорт, которому регулярно приходится менять маршруты из-за внезапных перекрытий.

Еще один замысел, который предложил Касымбек для решения проблем с пробками и заторами – это новый режим работы для госорганов и нацкомпаний. Об этом он заявлял совсем недавно и сообщал, что переход проходит поэтапно, а сами изменения в трафике будут видны ближе к концу ноября. Тогда акимат должен был представить подробный отчет по загруженности ключевых улиц – Турана, Мангилик Ел, Кунаева, Сыганак и Сарайшик.

«Все госорганы центральные, правоохранительные, министерства, нацкомпании — “КазМунайГаз”, “Тавсан Тиммазала” и другие — перейдут на работу с 8 утра. Коммунальные предприятия и акимат города формально начинают в 7:30, но многие сотрудники приходят раньше», — говорил Касымбек на встрече с жителями ЖК «Үркер».

В то же время стоит заметить, что ситуация с пробками не всегда лежит в зоне ответственности одного лишь Жениса Касымбека. Достаточно вспомнить, что визиты иностранных делегаций сопровождаются перекрытием дорог. Проведение крупных мероприятий и форумов также перегружает дорожную сеть.

Читайте также: Высокие гости — большие проблемы: как визиты в Астану осложняют жизнь на окраинах

ЛРТ

Еще одной «головной болью», доставшейся Женису Касымбеку, стал проект ЛРТ — по своей сути «долгострой», с которым ни один аким ранее не мог справиться. Прозванный в народе «памятником коррупции», под руководством Жениса Касымбека проект начал оживать, и есть вероятность, что аким успеет лично открыть ЛРТ. Хотя этот вопрос пока остаётся открытым. На сегодняшний день известно, что запуск легкорельсового транспорта планируется в первой половине 2026 года. Строительство ведётся медленными, но уверенными шагами. Тестовый запуск проводился осенью, и уже определён следующий этап работ.

 «Будет продолжаться проект ЛРТ. Следующий этап пойдет в сторону Косшы. Вы знаете, что ежедневно оттуда заезжает от 15-20 тысяч машин. Это большой объем. Город, который сильно помогает Астане, потому что он разгружает. Ну, это настоящий город-спутник, поэтому активное движение есть из Косшы в город. Поэтому мы на следующем этапе будем строить в направлении Косшы», – сообщал аким.

А также названа ориентировочная стоимость проезда.

«Стоимость проезда на LRT по проекту составляла от 100 до 200 тенге, и пока она остаётся в этих пределах», — заявлял Женис Касымбек весной на встрече с жителями города.

Поможет ли ЛРТ разгрузить столичные дороги, жители узнают в следующем году. Сегодня можно лишь строить прогнозы и надеяться, что никаких трудностей с этим проектом не будет. Но если ЛРТ действительно станет решением проблемы, Женис Касымбек однозначно войдёт в историю как человек, сумевший разгрузить столицу.

Нехватка больниц и детский травмпункт

Критическая ситуация наблюдается в медицинской инфраструктуре и остаётся особенно актуальной для города с миллионным населением. В Астане действует единственный детский травмпункт, расположенный при второй городской детской многопрофильной больнице. Для родителей с ребёнком с переломом или кровотечением это означает необходимость часовой поездки через весь город. 

Читайте также: Как выживают и как умирают дети в Астане. Репортаж из единственного травмпункта

Почему так сложилось, — вопрос сложный и требующий отдельного внимания. Другой вопрос — почему власти не задумываются о строительстве новых детских травмпунктов, так как проблема крайне насущная, и её должны были решать в акимате.

Известно лишь, что в январе акимат анонсировал строительство суперсовременного медицинского комплекса. Ввод объекта в эксплуатацию, по словам властей, планируется до конца года. Тогдашний руководитель Управления здравоохранения столицы Алия Рустемова сообщала, что в новом медицинском комплексе будет расположен и травматологический пункт для жителей левого берега. Будет ли там детский травмпункт, наша редакция выяснит в ближайшее время.

Два месяца назад Рустемова также сообщала, что детский травматизм действительно является актуальной проблемой для столицы, поскольку каждый год в травмпункты обращаются десятки тысяч детей.

«Согласно стандарту оказания травматологической помощи детям, на каждые 100 тысяч душ детского населения требуется, минимум, один травмпункт. То есть, с учетом того, что у нас 500 тысяч детей, нам нужно пять травмпунктов. Поэтому это является для нас приоритетом. Вместе с тем, по поручению Главы государства, на базе Национального координационного центра экстренной медицины планируется строительство детского корпуса на 200 коек, и там же будет открыт детский травмпункт, — сообщала Рустемова.

Исходя из её слов, один детский травмпункт всё-таки будет располагаться на левом берегу.

Сам Женис Касымбек в прошлом году высказывался о нехватке медучреждений. Он подчёркивал, что медицинская инфраструктура в городе активно развивается, однако в столице около 25% коек занимают иногородние, в том числе жители Косшы, Талапкера и других районов.

«Со всей страны приезжают, потому что тут более современная медицина. Есть вопрос по поликлиническим услугам, о чём вы говорите. Действительно, давно государственных поликлиник не строилось. Мы для себя ставим задачу — в следующем году начинаем несколько государственных поликлиник. То, что строилось в последние пять лет, в основном это частные», — заявлял аким.

И совсем недавно на своей странице в Instagram он сообщил, что в следующем году начнётся строительство детского травматологического корпуса на базе Национального координационного центра экстренной медицины на 200 коек.

«За последние годы в столице был построен и открыт 21 медицинский объект. Это Национальный научный онкологический центр, Национальный координационный центр экстренной медицины, 19 филиалов при поликлиниках для обеспечения шаговой доступности. Тем не менее с учётом ежегодного роста населения растёт спрос на медицинские учреждения», — написал аким.

Кроме того, он добавил, что до конца года в районе вокзала «Нұрлы жол» планируется открытие частной поликлиники на 350 посещений в смену, которая позволит обеспечить жителей доступной медицинской помощью в рамках госзаказа. В следующем году ожидается завершение строительства приёмно-диагностического комплекса при Городской многопрофильной больнице №2, а также перинатального центра на 250 коек в районе Сарыарка за счёт средств фонда «Самрук-Казына».

«Астана — не резиновая»

Впервые о том, что Астана «не резиновая», заявил депутат маслихата Астаны Азамат Айтхожин, выступая на постоянной комиссии маслихата. Тогда он предложил установить блокпосты на въездах в столицу и призвал строго контролировать иностранных граждан, въезжающих в город.

В какой-то степени господин Айтхожин был прав. Сам аким сообщал, что население Астаны за последние годы значительно выросло. По его словам, к 2035 году численность жителей столицы может достигнуть 2,3 миллиона человек.

«В прошлом году, к примеру, прибавилось 98 тыс. человек как за счет рождаемости, так и за счет внутренней миграции. За последние 3-4 года население выросло более чем на 300 тысяч человек, что сопоставимо с областным центром», — сказал Женис Махмудович в интервью газете «Вечерняя Астана».

В то же время, Касымбек открыто выступал против идеи «закрыть» столицу для новых жителей. Он подчёркивал, что Астана — город, где должны жить все казахстанцы, и что людям не стоит ограничивать право на переезд.

«На сегодняшний день никаких ограничений по въезду в город нет и не предполагается вводить. Но, конечно, миграционные вопросы, связанные особенно с активной миграцией из других регионов в Астану, требуют определенного регулирования. Мы должны создавать условия в регионах для того, чтобы те люди, которые имеют возможность развиваться и жить дальше в какой-то области, имели такую же возможность, как в Астане. Это вопросы и проблемы любой столицы в мире. Многие столицы переживают такой этап», — рассказал Женис Касымбек корреспонденту Tengrinews.kz во время встречи с жителями района Сарайшык.

Благоустройство: социальные объекты вместо новых ЖК

С первых месяцев своей работы аким сделал упор на благоустройство городской среды. Летом 2023 года началась масштабная программа благоустройства правобережной части города. Тогда планировалось привести в порядок почти 130 дворов и общественных пространств в районах Сарыарка, Байконыр и Алматы.

«Порядка на 50 локациях работы уже завершены. В районе Алматы в общей сложности будет благоустроено 66 дворов и общественных пространств, в Байконыре — 32, Сарыарке — 30. При благоустройстве уделяется особое внимание озеленению», — сообщал Касымбек на своей странице в Instagram.  

В 2025 году программу благоустройства расширили. В начале октября Женис Касымбек доложил Касым-Жомарту Токаеву, что в столице реализуется комплексный план обновления 170 общественных пространств и дворов. Активные работы идут в Ботаническом саду, Триатлон-парке, парках имени Ататюрка, Мира и согласия, Президентском парке, а также на ключевых городских магистралях.

Во время инспекции аким вместе с президентом осмотрел пешеходный бульвар Green Line в районе «Нура». Проект предусматривает удобные пешеходные и велосипедные маршруты, архитектурные элементы и искусственные водоёмы, формируя новую комфортную зону отдыха для жителей и гостей столицы.

Масштабное озеленение столицы стало одной из тех задач, с которой аким Женис Касымбек справился заметно успешнее, чем ожидалось. Впервые о проблемах нехватки зелёных насаждений и о развитии Астаны как «города-сада» громко заговорили ещё в 2023 году. Тогда на совещании по вопросам развития столицы президент Касым-Жомарт Токаев резко раскритиковал подходы к озеленению и дал акиму год на исправление ситуации.

После этого в городе действительно начались преобразования. Акимат запустил ряд инициатив, благодаря которым Астана стала ощутимо зеленее. Приводились в порядок улицы, парки и бульвары, а в отдельных районах от строительства торгово-развлекательных центров отказались в пользу создания новых парков и рекреационных зон. В целом Касымбек позиционирует себя сторонником концепции «город для людей», предполагающей развитие пешеходной инфраструктуры и рекреационных зон.

Талдыколь

За последние годы Малый Талдыколь стал символом борьбы за экологическое будущее столицы. По мере того как застройка вокруг озёр набирала обороты, противостояние между экологическими активистами и чиновниками обострялась.

Планы бывшего акима Астаны Алтая Кульгинова в отношении Малого Талдыколя были грандиозными. В 2020 году власти объявили о намерении осушить озёра и использовать освободившуюся территорию под строительство новых жилых кварталов. В акимате тогда настаивали, что Малый Талдыколь представляет собой лишь накопитель сточных вод, а взамен обещали создать искусственный водоём площадью не менее 20 гектаров.

Год спустя, в 2021-м, экс-руководитель столичного Управления архитектуры и градостроительства Нурлан Уранхаев и вовсе заявил, что как такового Малого Талдыколя «не существует».

Экологи и неравнодушные жители столицы категорически не согласились с позицией властей. Ещё в 2012 году Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия предлагала создать на месте Малого Талдыколя городской природный парк. Однако из-за частой смены акимов эту инициативу приходилось каждый раз заново презентовать новому руководству города.

С приходом Алтая Кульгинова, утверждают активисты, эта идея была окончательно отвергнута. Вместо охраны природы началось целенаправленное разрушение: водоёмы стали изолировать друг от друга с помощью насыпей, что нарушило естественный водообмен и ускорило процесс высыхания. В результате озеро стало превращаться в выжженную степь.

В декабре 2022 года Алтая Кульгинова на посту акима Астаны сменил Женис Касымбек. В наследство ему досталась непростая задача — разруливать последствия «кульгиновской идеи».

«Мы неоднократно встречались с экологами. У части из них есть мнение, что этот парк нужен, а у другой части – что нет. Они просят провести переброску воды с седьмого участка на пятый. Этот проект мы сейчас рассматриваем тоже. Возможно, мы туда частично воду перебросим. Но отмечу, что нет естественных притоков этой воды. Мы вынуждены будем сбрасывать воду с городских сетей и в Большой, и в Малый Талдыколь», —  говорил Касымбек три года назад.

Позже Женис Касымбек пообещал жителям, что сохранит оставшиеся участки озёр Малый Талдыколь.

Официально акимат продолжает уверять, что экопарк будет. Его строительство перенесли на второе полугодие 2025 года. Женис Касымбек утверждал, что всё зависит от бюджетных возможностей города.

Читайте также: Женис Касымбек не определился с будущим Малого Талдыколя. Фоторепортаж

«Мы взяли обязательства облагородить и построить экопарк, эти обязательства будут выполнены», — заявил он.

Последнее официальное упоминание о будущем Малого Талдыколя прозвучало в августе этого года. Тогда аким, выступая на отчётной встрече с жителями района Алматы, сообщил, что по этому вопросу ведётся работа. По его словам, на месте пятого участка планируется создать экопарк.

«Седьмой участок тоже есть. Во всех решениях акимата и других органов он значится. Там, где водоемы действительно существуют, мы будем продолжать работать и сохранять их. Большой Талдыколь также есть. Более того, сейчас мы увеличиваем объем воды», — говорил Касымбек корреспонденту Uysmedia.kz.

Редакция Tengrinews.kz недавно посетила место будущего экопарка и обнаружила там лишь мусор, заросли тростника и разбросанные бетонные плиты. В акимате в ответ на их запрос сообщили, что в настоящее время проводится корректировка проектной документации по двум участкам Малого Талдыколя, которую планируют завершить до конца 2025 года. Сейчас же там ведётся анализ состояния почвы и воды.

Сегодня можно констатировать: судьба Талдыколя остаётся неизвестной, и будущее этого озера по-прежнему непредсказуемо.

Земельные вопросы 

Серьёзной и системной борьбы с незаконно переданными земельными участками при Женисе Касымбеке не наблюдалось. Однако несколько эпизодов всё же запомнились. Один из них — громкий скандал вокруг участка перед ТРЦ «Керуен», разгоревшийся в мае 2025 года.

Этот участок в 2022 году вернули государству за длительное неиспользование. До этого он числился за компаниями, которые, по некоторым данным, могли быть связаны с Тимуром Кулибаевым. Спустя год земля была продана частной фирме за 176 миллионов тенге. В это же время столичные власти вносли изменения в градостроительный план, предусматривая создание на этом месте сквера. В 2024 году акимат подписал постановление об изъятии участка для государственных нужд.

Однако вскоре появилась информация, что акимат якобы планирует выкупить тот же участок уже за 1,08 млрд тенге. Депутаты и общественность подняли тревогу, а прокуратура обратилась в суд с требованием признать сделки недействительными. Ситуация породила вопросы о возможной коррупции, использовании инсайдерской информации и неэффективном расходовании бюджета. Да и действия городских властей выглядели противоречивыми и вызывающими подозрение.

На этом фоне корреспондент BES.media задавала Женису Касымбеку вопрос: почему сквер был построен на частной территории, если закон прямо запрещает благоустраивать такую землю за счёт бюджета?

«То, что построено за счёт бюджета, остаётся в городе, а не уходит в частные руки. Сквер нужен городу, и он нравится горожанам», – лишь ответил Касымбек.

Еще одна история связанна бывшим особняком Дариги Назарбаевой. ТОО «Трансакция», ранее связанная с Даригой Назарбаевой, строит один из самых дорогих жилых комплексов столицы — Swiss Collection. Квадратный метр в проекте оценивается почти в 3 миллиона тенге. На сегодняшний день учредителями ТОО «Трансакция» значатся две компании — ТОО «Estate-A» и ТОО «Life Kurmangazy»

Год назад наша редакция «NewTimes.kz» сообщала, что на этом участке снесли здание бывшего дома престарелых и расположенный рядом особняк, принадлежавший Дариге Назарбаевой. Коттедж дочери первого президента стоял прямо у воды и фактически перекрывал доступ к набережной. После сноса земельный участок был передан ТОО «Трансакция». Мы направляли запросы в акимат Астаны, однако чиновники не уточнили, каким образом и за какую сумму компания получила эту землю.

И напоследок история с Линейным парком.

Читайте также: 4 причины, почему нельзя строить президентскую библиотеку в линейном парке Астаны

Строительство президентской библиотеки подтверидил сам Женис Касымбек. Речь идет о земельных участках между улицами Орынбор и Керея, Жанибека, а также Керея, Жанибека и Алматы. Ранее на территории второго участка парка были возведены бараки для рабочих, строивших ТРЦ «Абу-Даби Плаза». Изначально аким сообщал, что на месте строительных бараков будет продолжение парка.

«Парк будет построен точно, никакого жилья там не будет. Будет до Ботанического сада построен полностью. Сейчас готовится проект. В этом году из строительных бараков строители будут выезжать, планируем, что они до конца года полностью съедут. Проект готовится, на следующий год начнем строительство Линейного парка», — сказал Женис Касымбек во время встречи с жителями Есильского района 14 апреля 2023 года.

Но на пресс-конференции в СЦК Женис Касымбек уже сообщил, что на территории парка все-таки будет построена библиотека.

«В районе «Кобыз», напротив него планируется строительство государственной библиотеки. Она будет имплементирована в линейный парк, и будет находиться внутри. Будет элементом этого парка. Это социальный объект (...). Я вас уверяю, что она будет не больше, чем «Кобыз». Это будет социальный объект, не жилье, не бизнес-центр, не гостиница, не коммерческий объект», — ответил аким.

Позже, во время уточняющего вопроса, Женис Касымбек все-таки подтвердил, что это будет именно президентская библиотека.

«Это тот объект, который необходим горожанам», — сказал аким Астаны, отвечая на вопросы журналистов.

Наша редакция уже готовила материал о том, почему строительство президентской библиотеки на территории парка плохая идея. К слову, одна из причин это то, что рядом уже есть президентская и национальная библиотеки. Сегодня известно, что участок под неё планируют выкупить до марта 2026 года.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0