среда, 24 апреля 2024 г.
icon
444.32
icon
473.33
icon
4.76
Алматы:
icon
18oC
Астана:
icon
6oC
1xadv
×

Китай, США, Индия – кто заменит Россию на космодроме «Байконур»

Политический обозреватель ИА «NewTimes.kz» Досым Сатпаев представил, что Россия покинула космическую гавань Казахстана. Чисто гипотетически. Каким он увидел будущее «Байконура»? Весьма туманным. Впрочем, обо всем по порядку…

На прошлой неделе с участием президента России состоялась не очень удачная презентация первого старта ракеты «Союз-2.1а» с нового российского космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке. Запустить ракету удалось со второй попытки. Картину маслом подпортили коррупционные скандалы при строительстве космодрома. Владимир Путин объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину, сделал строгий выговор главе «Роскосмоса» Игорю Комарову, а также предупредил главу «НПО автоматики» Леонида Шалимова о неполном служебном соответствии.

Интересно то, что в июне 2014 года с космодрома «Плесецк» под Архангельском также не полетела самая первая легкая ракета «Ангара-1.2пп». Запуск удалось осуществить чуть позже. При этом два этих космодрома Россия активно продвигала как возможную альтернативу «Байконур» в будущем. Хотя глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил о том, что космодром «Байконур» по-прежнему будет востребован Россией, несмотря на введение в эксплуатацию космодрома «Восточный». Кстати, в январе 2004 года российская аренда космодрома «Байконур» была продлена до 2050 года. Но не так давно Федеральное космическое агентство России разработало проект «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года». К этому времени, наш северный сосед собирается закрепиться в тройке космических лидеров. При этом в этой программе абсолютно ничего не говорится о сотрудничестве с Казахстаном в космической сфере и о реализации новых проектов на «Байконуре». Зато большое внимание было действительно уделено развитию именно космодрома «Восточный». Здесь стоить вспомнить и слова Владимира Путина, который вообще заявил о том, что космодром «Байконур» морально и физически устарел, что оправдывает строительство более эффективного космодрома «Восточный», куда в качестве партнеров он приглашал и другие страны. Но очередь из желающих не появилась.

По словам В.Путина, первые пуски с «Восточного» планировалось осуществлять уже к 2015 году. В 2018 году предполагались пуски для пилотируемых полетов, а в 2020 году должны осуществляться запуски сверхтяжелых ракет. Но, судя по всему, этим радужным планам не суждено реализоваться в срок.

Хотя Казахстану нет смысла радоваться тому, что Россия задерживает развитие своих космодромов, так как тот же Сергей Иванов заявил о том, что с территории нашей республики продолжатся пуски «Протона». Вся пикантность ситуации заключается в том, что с космодрома «Восточный» Россия хочет запускать более новую ракету «Ангара» по двум причинам. Во-первых, она менее токсична, чем «Протон». Во-вторых, «Ангара» более надежна, чем то, что запускается с «Байконур». Проще говоря, в доме соседа можно мусорить, чтобы у себя в квартире чище было. Выходит, что нам отвели лишь скромную роль арендодателя, которого иногда возмущает то, что арендаторы на «Байконуре» мусорят в «доме» разбрасывая космические обломки и разливая ядовитый гептил. При этом данную роль мы будем играть аж до 2020-2022 годов, когда «Ангара» должна вроде бы полностью заменить «Протоны». Хотя и это довольно оптимистичные прогнозы, судя по многочисленным техническим просчетам российской космической индустрии. Кроме этого, в случае использования «Ангары», судьба казахстано-российского ракетно-космического комплекса «Байтерек», который помог бы нам выйти на перспективный рынок коммерческих запусков спутников связи, будет еще более туманна. А ведь этот проект мог быть не только техническим прорывом для республики, но и тестом на реальное, а не мнимое партнерство России и Казахстана в инновационных сферах.

Но везде есть свои плюсы и минусы. Если гипотетически представить, что Россия покинет «Байконур», к плюсам можно отнести улучшение экологической ситуации в тех районах Казахстана, где постоянно происходит падение космических обломков и разлив ядовитого гептила, являющего частью космического топлива. Из-за этого, между Россией и Казахстаном уже были трения. Что касается минусов, если космодром полностью перейдет Казахстану, то для нашей страны это будет дорогим удовольствием. Во-первых, надо задуматься о том, как обеспечить работой тех граждан Казахстана, которые работали на «Байконур». Во-вторых, приобщение к космосу предполагает наличие серьезных возможностей у государства: самостоятельные космические разработки, наличие человеческого капитала, серьезную финансовую базу и, самое главное, космические амбиции. Даже США несколько раз пытались прикрыть космические программы НАСА, ссылаясь на их дороговизну. В любом случае, космическую гонку пока могут позволить себе очень ограниченное количество стран. Судя по росту количества ядерных государств в мире и медленном росте количества космических держав, создать собственную ядерную бомбу все-таки легче, чем космическую индустрию. До сих пор можно перечислить по пальцам те государства, которые могут позволить себе самостоятельно развивать космическую отрасль. Но Казахстан не входит в этот список.

Конечно, некоторые тренды указывают на то, что в ближайшем будущем космическая монополия крупных государств и связанных с ними корпораций может закончиться, так как на рынке стали появляться новые игроки, предлагающие более дешевые варианты космических запусков. Например, недавно частная американская корпорация «SpaceX», которая была создана миллиардером Илоном Маском, получила первый контракт от Пентагона на запуск спутника. Как сообщается, военное ведомство США заплатит на 40% дешевле за этот запуск, по сравнению со стоимостью запусков спутников для Минобороны США, который осуществлял консорциума «United Launch Alliance» (совместная компания «Boeing» и «Lockheed»). Также компания «SpaceX» пытается серьезно уменьшить стоимость коммерческих запусков посредством разработки новых космических технологий. И эти тренды могут быть интересны Казахстану, если наша республика все-таки захочет поддерживать определенные направления в развитии собственной космической отрасли. В этом плане, сотрудничество с той же «SpaceX» могло бы быть альтернативой окончательном увяданию космической инфраструктуры «Байконур» в случае ухода России. 

С другой стороны, если на космические разработки и исследования мы еще сможем найти средства, то опять же у нас нет кадровых ресурсов. А на их подготовку требуются годы. Невозможно выпускника, пусть даже очень талантливого, поставить на разработку серьезных космических программ. Должна быть школа, преемственность мы своей школы не создали. У нас есть космонавты, но нет инженеров, конструкторов, нет ученых, которые бы действительно занимались разработкой космических программ. Именно поэтому, более реальный сценарий – привлечение к сотрудничеству других партнеров, как тот же «SpaceX» или другие государства. Тем более что под боком у Казахстана, в ближайшее десятилетие, судя по всему, будет разворачиваться новая космическая гонка, с участием России и Китая. Интересно отметить, что в мае 2011 года официальная делегация Национального космического агентства РК посетила Китай, где обсуждался вопрос подготовки межправительственного соглашения об исследовании космического пространства в мирных целях. По словам Т.Мусабаева, данный документ позволит двум государствам осуществлять сотрудничество в космической отрасли. В свою очередь, заместитель национального космического ведомства КНР Чжан Цзянь Хен не без гордости заявил о том, что Китай обогнал США по запуску ракет и наступает на пятки России, которая, в последнее время, явно снизила качество космических запусков. Есть также Индия, которая уже предлагала Казахстану сотрудничество в этой сфере.

Кстати, несколько лет тому назад, некоторые представители казахстанской оппозиции, после очередной аварии «Протона» озвучили открытое обращение к правительствам Казахстана и России с требованием не только пересмотреть соглашение по космодрому «Байконур» для запрета использования ракет-носителей, содержащих гептил и другие отравляющие вещества, но и начать создание международного космодрома с участием Франции, США, Индии и других заинтересованных стран. Также звучит мнение, что арендная плата за эксплуатацию космодрома «Байконур» и ряда военных полигонов на территории Казахстана необоснованно занижена. Действительно, что касается существующего договора об аренде космодрома, то он действительно не приносит значительных финансовых выгод республике ($115 миллионов долларов в год). Но самое главное, что договор аренды «Байконура» не очень помогает развитию казахстанской космической отрасли. И это странно, учитывая нынешнюю любовь наших чиновников к инновационной тематике. Потеря первого спутника «KazSat-1», который разрабатывался в Центре им М. В. Хруничева, непонятная ситуация вокруг комплекса «Байтерек» для запуска ракетоносителей «Ангара», которые, кстати, разрабатываются в том же Центре им. Хруничева.

Хотя, в любом случае, жесткий прагматизм и реализм говорит о том, что мы можем сотрудничать с другими игроками космической отрасли, но полностью поменяв стратегию, как это мы сейчас делаем в нефтегазовой отрасли. Если хотите работать в Казахстане, то увеличивайте казахстанское содержание, в том числе в кадровой сфере. Готовьте местных специалистов, в первую очередь технических специалистов, инженеров и конструкторов. Такой же подход должен был работать в отношении России. Но он не работал, что приносило Казахстану больше минусов, чем плюсов.  

Досым Сатпаев 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0