На днях столичный адвокат Асель Токаева предложила не считать похищение женщины для вступления в брак похищением человека и ввести в уголовный кодекс Казахстана новый состав преступления — похищение с целью вступления в брак, как это уже сделано в Кыргызстане. Поводом стало открытое обращение к коллегам кыргызского адвоката Руслана Шагатаева, представляющего интересы парня, укравшего девушку «от безответной любви», а теперь обвиняемого в похищении человека. Несостоявшемуся жениху и его помощникам грозит от семи до 12 лет лишения свободы, передает ИА «NewTimes.kz».
Традиции Cредневековья в действии
Несмотря на суровое наказание, предусмотренное законом, кражи невест продолжают практиковаться в нашей стране. Особенно в сельской местности. И далеко не все такие случаи становятся достоянием общественности. Всему виной пресловутый «уят», подразумевающий, что насильно украденная девушка, побывав в доме потенциального жениха, но отказавшаяся выйти замуж, априори считается опозоренной. Кроме того, существует такое понятие, как «культ девственности», и если похищенную девушку изнасиловали, то даже родные зачастую отказываются принять ее обратно. А об отношении односельчан и знакомых даже говорить не стоит.
По словам психолога Айгуль Тулендиевой, большую роль здесь играет наш казахский менталитет и, конечно, каноны ислама, предписывающие женщине быть покорной. Мол, раз украли — значит, такова твоя судьба и нужно смириться.
«Конечно, современному человеку, не впитавшему эти традиции с молоком матери, понять и принять подобное нелегко. Сейчас среди девушек, особенно городских, очень много боевых, уверенных в себе — такую среди белого дня не украдешь. Она однозначно обратится в полицию и доведет дело до суда. Поэтому невест в основном воруют с умом, предварительно наведя справки о ней и ее семье, вплоть до того, что иногда потенциальную жену выбирают путем просмотра ее личных страниц в соцсетях. Иногда потенциальный жених даже предварительно переписывается с ней, назначает свидание, а потом похищает. Хотя, конечно, бывают «сбои». Иногда похищенная невеста начинает сама угрожать родне жениха, бить посуду, крушить мебель и, не реагируя на увещевания, просто уходит. И похитители вынуждены ее отпустить, так как знают, что она может пожаловаться в полицию и их привлекут к ответственности. Поэтому в большинстве случаев они стараются все сделать тихо и по-доброму. В общем, я думаю, что все здесь зависит от самой девушки», — отметила Айгуль Тулендиева.
Счастье на трагедии
При этом моя собеседница отметила, что на ее памяти было немало случаев, когда девушки, вступившие в брак по принуждению, жили долго и счастливо. Но это вряд ли позволяет судить о полной картине — ведь те истории, что закончились неудачно, редко выходят за пределы семьи. Поэтому в прессу просачиваются совсем уж трагичные или неординарные случаи.
Так, в сентябре 2016 года общественность шокировала история 20-летней Алии Ошакбаевой. Ее похитили четверо жителей Алматинской области, один из которых хотел насильно жениться на ней. По дороге в дом жениха автомашина, в которую усадили жертву, на большой скорости столкнулась с грузовиком. Все мужчины погибли, а чудом выжившая Алия получила тяжелые травмы.
Еще одна трагедия произошла в ночь на 30 июля 2017 года в Алматы. Похищенная студентка одного из городских вузов Тилеугуль Куаныш выпрыгнула с восьмого этажа и разбилась насмерть. Перед смертью она отправила прощальное сообщение родственнице, в котором попросила прощения у матери, и сообщила, что ее насильно увез парень по имени Азиз. Полицейские установили личность молодого человека, с которым студентка заходила в подъезд, и задержали его. Однако, чем закончилось дело — не сообщается.
Последний подобный случай произошел в ноябре 2017 года в Атырау. Похищенная молодая актюбинка Данара Каипова, прожив в доме потенциального жениха около четырех месяцев, совершила самоубийство прямо перед свадьбой. Следствие по этому делу продолжается до сих пор.
Случаются и довольно курьезные происшествия. В ноябре 2016 года в Жамбылской области несколько парней силой затащили девушку в автомобиль и увезли в Рыскуловский район. Всю дорогу она пыталась объяснить похитителям, что уже замужем, но те ей не верили. Лишь прибыв на место, они поняли, что ошиблись и должны были похитить другую девушку. Как только жертву отпустили на волю, она обратилась в полицию. Суд приговорил несостоявшегося жениха к 7 годам лишения свободы.
В июне 2017 года в Актобе 20-летний парень и вовсе решил назло своей невесте украсть первую попавшуюся девушку. На глазах у прохожих он и его друг схватили проходившую мимо барышню и насильно пытались усадить ее в машину. Охранник местного рынка сумел отбить жертву у похитителей и вызвал полицию. Суд приговорил «жениха» к 4,5 годам лишения свободы, а его друг, с учетом уже имевшийся судимости, получил 5 лет.
А как у соседей?
К слову, статья «Похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле», предусматривающая от 5 до 7 лет лишения свободы, была введена в УК Кыргызстана в 2013 году. Только вот повлияло ли это на сложившуюся в стране ситуацию — неизвестно.
Как сообщает ИА «24.kg», представители ОО «Центр помощи женщинам» заявляют, что в Кыргызстане сократилось количество случаев кражи невест. Правда, подтвердить это конкретной статистикой не смогли, ссылаясь на слова различных экспертов.
По данным же Верховного суда КР, за 2013–2015 годы по статье 155 УК КР рассмотрено всего 52 уголовных дела с вынесением приговора, 13 — прекращено, 20 — возвращено прокурору по различным основаниям. И это при том, что, по данным Минсоцразвития за 2013 год, в Кыргызстане 60% браков, совершаемых в моноэтничных районах сельской местности, происходит через «умыкание невест (ала качуу)». Из них — 2/3 без согласия девушки. Более того, ИА «24.kg» со ссылкой на местные СМИ сообщает, что с 2012 года в Кыргызстане каждый день происходит 32 кражи невест, шесть из которых сопровождаются изнасилованиями. В год число похищений превышает 10 тыс.
Слуги закона или традиций?
Так нужна ли в казахстанском уголовном кодексе отдельная статья за похищение невест? По мнению адвоката Жангельды Сулейманова, ничего хорошего это новшество не принесет.
«Статья 125 «Похищение человека» полностью покрывает все составы преступления при похищении невест. Да, в Кыргызстане есть статья в УК, предусматривающая наказание за похищение невесты. Это деяние выделено в отдельный состав, и наказание по нему гораздо мягче, чем за похищение человека. Но я думаю, что у нас этого не надо делать. Во-первых, тем самым мы отделяем человека от невесты, что в корне неверно. Во-вторых, наказание по этой статье будет гораздо мягче, что не соответствует тяжести совершенного деяния. Ну а, в-третьих, я просто уверен, что это не пройдет в нашем обществе. Я знаю немало случаев, когда виновные в похищении невест были осуждены по статье 125 УК РК, но наказаны не реальным лишением свободы, а условным. Потому что, благодаря пресловутым народным традициям, представители правоохранительных органов больше на стороне таких похитителей, нежели их жертв. Это обусловлено тем, что наше поведение характеризуется не только законом, но и воспитанием. И многие полагают, что средневековый обряд является частью нашей культуры. Поэтому, когда человек принимает какое-то решение, пусть это будет следователь, дознаватель или судья, эта традиция не может быть им забыта», — сказал юрист.
«Надо бороться с традицией»
Как отметил Жангельды Сулейманов, если бы невесту похитили в любой европейской стране, то у судьи или следователя даже не промелькнула бы мысль, что это является каким-то незначительным нарушением. Но наши судьи и прокуроры — это часть общества, и их мировоззрение нельзя игнорировать. А потому зачастую такие преступления переквалифицируются на более легкие статьи или переходят в плоскость якобы добровольного похищения.
«В ход идут угрозы, шантаж, давление на чувство ложного стыда. Похищенную девушку запугивают, что ее обратно не примет ни семья, ни родня. Говорят, ну посадят твоего жениха, как дальше жить будешь? Скажи, что ты с ним дружила и добровольно на замужество согласилась. В итоге судьба девушки искалечена, а похитители остаются безнаказанными.
У меня есть простое предложение — полностью запретить этот обряд и, не принимая во внимание добровольность и какие-то договоренности, в любом случае привлекать к ответственности. Думаю, если 5-7 показательных процессов провести, проблема исчезнет в течение года. Со мной часто спорят, мол, это наши обычаи. Я же в таких случаях говорю: тогда давайте уж соблюдать все традиции. Отрубание рук за воровство, смертную казнь за измену, кровную месть. А еще можно вспомнить о том, что наши предки брали должников в рабство, чтобы они отработали долг. В общем, я считаю, что надо менять наш менталитет и бороться с самой традицией кражи невест. А отдельная статья в УК не решит проблему. Более того, если идти таким путем, то уголовный кодекс будет состоять не из 300 статей, а трех миллионов. Например, у нас есть статья «Кража». Давайте тогда введем отдельно статьи за кражи телефонов, обуви, шапок… В принципе, любую статью УК РК можно разделить на множество составов. Но зачем?» — заключил Жангельды Сулейманов.
Владимир Демидов
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.