5 важных достижений, 10 главных потерь уходящего года, 15 глупых законопроектов…Формат итогов года становится все популярнее, что в соцсетях, что в СМИ. И это неплохо: обобщенные итоги о жизни страны помогают понять, кто мы, где живем и что с этим делать. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила немного отойти от привычных форм общения с читателем и не собирать 5 главных событий, а рассказать, что ей самой запомнилось в прошедшем 2018-м.
Вполне вероятно, что вы недавно видели результаты исследования, которое вынесло неутешительный вердикт — Казахстан в депрессии. Согласно тем данным, социальное самочувствие в Казахстане упало до рекордно низких показателей. Ожидания казахстанцев на 2019 год оказались невероятно пессимистичны: люди ожидают, что жизнь скорее ухудшится. И немудрено: 2018 год был просто переполнен трагичными событиями, которые заставили всколыхнуться все казахстанское общество. Беды начались уже в начале 2018 года.
Утром 18 января ехал автобус по трассе «Самара-Шымкент». Водители-казахстанцы везли граждан Узбекистана и не сильно переживали по поводу безопасности. Зима, отопления в автобусе нет, вот пассажиры и решили зажечь газовые горелки. Так началась трагедия. 52 человека сгорели заживо на этой трассе, и только пяти удалось выбраться из полыхающего автобуса. На водителей —и не только —завели уголовные дела: на скамье оказались еще и учредитель транспортной компании и механик, который разрешил ехать неисправному автобусу. Родственники погибших просили максимального наказания, но все те, кто стали виновными в смерти 52 человек, так и не признали своей вины. В итоге трое водителей получили по пять лет колонии, а также лишились водительских прав на семь лет. Учредитель компании и механик приговорены к лишению свободы на срок три года и шесть месяцев, а также лишены права заниматься пассажирскими перевозками на пять лет. Но мы же все догадываемся, что эта трагедия — не исключение из правил, а закономерность?
За 10 минут можно с легкостью набросать целый список тех жутких событий, что случились в Казахстане в ушедшем году. Но, помимо автобуса, унесшего полсотни жизней, есть еще 2 истории, которые явили на свет все самое ужасное и черное. Как выбрать между ними самую страшную — я не знаю. Это и невозможно сделать. Они удивительно похожи, но сюжеты совершенно разные. К тому, чем они похожи, вернемся позже, а начнем с истории, которая заставила всех содрогнуться.
В марте 2018 года у нас на сайте была опубликована история маленького мальчика из южноказахстанского села с подачи местной газеты «С-ИНФОРМ». Опустим ужасающие детали: суть была такова, что 7-летнего мальчика насилуют подростки его школы. Это случилось не один раз, а насильников становилось только больше. Взрослые знали об этом, но ничего не делали. Люди, сидящие в соцсетях, даже не хотели верить в это — и неудивительно. Одно дело — догадываться, другое — знать наверняка, что в школах может происходить такое. История настолько ужасала подробностями и своей кинематографичностью, что многие предпочитали делать вид, что это выдумка. В нее оказались замешаны в итоге десятки взрослых людей: те, кто работали в этом селе — в школах, полиции, больнице — и приходились друг другу родственниками, а потом уже и жители других городов в лице правозащитников, адвокатов, блогеров и так далее. Кто-то действительно хотел помочь, кто-то пытался заработать имя — да это и не так важно. Спустя достаточно долгое время все слова мальчика подтвердились: его действительно насиловали. И президент вроде как поручил наказать всех и обратил внимание на эту историю, и тех «злодеев», закрывающих на все глаза уволили, справедливость восторжествовала. Да? Но, судя по доносящимся из региона слухам и заявлениям местных правозащитников, все «герои» этой истории вернулись к своей работе. А насильников этого мальчика толком и не смогли наказать — слишком юные еще сами. Жизнь этого 7-летнего парня из села Абай уже не изменить: он получил серьезную травму, с которой, конечно, можно справиться, если постараться. Но сколько еще в казахстанских школах, особенно — в селах, таких вот мальчиков и девочек? Может, их не насилуют, но могут делать другие ужасные вещи. И если это станет достоянием общественности, наказания опять так никто и не понесет? И тут снова дело в системе: и речь не только о полиции.
А потом случилось то событие, где речь как раз по большей части о наших правоохранителях. То событие, что шокировало нас в разгар лета. Прежде чем новость выйдет в свет, она облетит разнообразные чаты журналистов. И у каждого СМИ есть свой редакционный: кто первый узнал о неком событии — пишет туда, а редакция подхватывает и развивает тему, звонит в органы, шуршит по соцсетям, выезжает на место событий. 19 июля я почему-то вернулась домой чуть раньше обычного и зашла в фейсбук. А там пост: «Денис Тен ранен, он в реанимации». Подумала, что это —очередной фейк, коих в соцсетях полно. Но, увы, это оказалось правдой. Быстро написала в свой редакционный чат, коллеги уже были в курсе. Все стало развиваться по привычной рабочей схеме, за одним исключением — все были будто в состоянии транса. Вы скажете, что нельзя одного человека жалеть больше, чем другого? Пожалуй, будете правы, но, как говорится, сердцу не прикажешь. Именно эта новость выбила из колеи. Я куда-то звонила, а сама думала: «Только бы не умер». Но нет, умер, чуда не произошло. Этот вечер и следующий день мы писали новости и обливались слезами. Я была знакома с Денисом, кто-то не был, но это никак не влияло на уровень всеобщей скорби. Казахстан давно так не погружался в общее горе. И дело было не только в личности молодого спортсмена, а в абсурдности самой ситуации. Смерть из-за автомобильных зеркал. Почти сразу во многих городах появились стены памяти, некие, созданные вручную, мемориалы. И люди шли много дней подряд, несли цветы, игрушки, рисунки и не переставали скорбеть, кто-то со слезами, а кто-то молча, но с невероятно грустными глазами. Это была скорбь не только по Денису, а по нашей стране, в которой возможна такая ситуация. В день похорон панихиду транслировали во все города: люди собрались за тысячи километров от Алматы, чтобы тоже проводить народного любимца в последний путь. Эта трагедия объединила людей, вдохновила на то, чтобы призвать власти к ответу. К ответу на вопрос: «Когда это все закончится?». Когда полиция станет настоящим хранителем нашей безопасности? Люди требовали отставки главы МВД, который в это время уехал в Баку и даже не выступил на пресс-конференции по этому поводу. Но президент позже заступился за министра Касымова, зато нам пообещали реформу МВД.
1 января 2019 года мы увидели видео, которые в Сети уже прозвали трейлером к блокбастеру «Реформа МВД РК». Замначальника 1 курса академии МВД, человек, который учит будущих полицейских, записывает видеопоздравление для своей «братвы, банды». Братва и банда — это его коллеги, чтобы вы понимали. Наставник будущих правоохранителей цитирует криминального авторитета из сериала о бандитахи желает своей «братве» процветания до 7 колена и чтобы даже внуки пользовались их связями. Его, впрочем, уже уволили, но не думаю, что это спасет ситуацию: проблема в системе и ее мышлении, а не в отдельно взятом сотруднике.
Все эти события, по сути — звенья одной цепи. Вот этим они похожи. Иногда за содеянное кто-то отвечает: водители автобусов, директора школ, сидящие на скамье подсудимых автомобильные воры. Но эти трагедии редко сказываются на тех, кто управляет этой системой и кто в силах ее изменить, но, видимо, пока не хочет.
После таких событий не должен удивлять пессимистичный настрой казахстанцев, которые погружаются все в большую социальную апатию. Но ушедший год, несмотря на свою трагичность, показал, что мы умеем задавать вопросы, требовать справедливости, бороться за нее и даже на что-то влиять. И если продолжать в том же духе, то вместе мы сможем выбраться из этого социального болота. Я желаю нам всем честности, объективности, справедливого правосудия и сил для того, чтобы пережить плохие времена. Как там говорят? За закатом всегда наступает рассвет.