Современный мир сложно представить без социальных сетей, «лент», «друзей» и подписчиков. Каждый из нас в большей или меньшей степени подвержен влиянию социальных медиа. Для кого-то это способ заработка, для кого-то — способ социализации, а для кого-то — способ самореализации. Может ли стать угрозой для человечества развитие социальных сетей? Этот вопрос изучала корреспондент ИА «NewTimes.kz».
В начале 2018 года агентство We Are Social и платформа Hootsuite проанализировали состояние цифрового рынка во всем мире и представили целый комплекс отчетов Global Digital 2018. Было выявлено, что аудитория социальных сетей составляет почти 3,2 млрд человек. Также за последние 12 месяцев количество людей на самых популярных социальных площадках увеличивалось ежедневно почти на 1 млн новых пользователей. И, по прогнозам ученых, количество пользователей соцсетей будет только увеличиваться. В чем причина такой популярности? И почему человек чувствует себя комфортно в социальных медиа?
Казахстанский психолог Марина Константиниди объясняет такую популярность социальных сетей тем, что в современном мире обесценилась жизнь человека. Если раньше в фильмах и книгах постоянно поднимался вопрос о том, что убить человека – это очень сложно, что человеческая жизнь бесценна, то в наше время такого вопроса даже нет. В любом блокбастере легко убивают прохожих, даже не поднимая вопроса о том, что это был человек, чья жизнь ценна. Выходом из такой ситуации для людей становится побег в альтернативную реальность. Создать вокруг себя мир, в котором ты чего-то стоишь, в котором получить одобрение очень просто, в котором ты будешь важным и особенным. Легче всего придать себе ценность количеством людей, которые тебя одобрили и сказали, что ты молодец. Отношения между подписчиком и тем, на кого подписались, очень просто описать как отношения кукловода и марионетки. Мы вроде управляем людьми, которые на нас подписаны, но никогда не задумываемся, что кукла может легко дернуть за ту же ниточку. В результате человек находится в замкнутом круге.
«Популярность социальных сетей — это симулятор. Мы не можем существовать в реальном мире, потому что вместо нас работает матрица, внутри которой мы лишь 1 и 0. Тогда человек, которому на инстинктивном уровне важно получать одобрение, создает себе ситуацию, в которой общество может его принять и даже поощрять. Самое страшное, что подмена реальности произошла настолько глубоко, что у нас есть все шансы потерять связь с реальным миром навсегда», — говорит психолог.
В мире уже существует проблема зависимости от социальных сетей, и нам было важно понять, насколько это актуально для жителей Казахстана. Мы поговорили с казахстанским практикующим психотерапевтом Жибек Жолдасовой.
«На данный момент у нас нет никакой официальной статистики по данному заболеванию, но люди сейчас общаются в социальных сетях, используют информационные сайты и большую часть своего свободного времени проводят в социальных медиа. Это приводит к появлению «экранных зависимостей». Они ничем не отличаются от химических зависимостей и, как все зависимости, имеют свой синдром отмены. Человек становится раздражительным, нарушается режим сна, и наблюдаются резкие перепады настроения. Казахстан не сильно отличается от других стран в развитии нехимических зависимостей», — говорит психотерапевт.
Также Жибек Жолдасова отметила, что часто за психотерапевтической помощью обращаются простые люди, с небольшим количеством подписчиков, но их все равно волнует вопрос своей «непопулярности». Для того чтобы разобраться в этой проблеме комплексно, нужно знать обе стороны медали, поэтому мы поговорили еще и с блогерами, у которых достаточное количество подписчиков, и они могут поделиться своими ощущениями на этот счет.
YouTube-блогер Мурат Данияр, который выкладывает свои видео под псевдонимом JURTTYŃ BALASY, собрал аудиторию в 89 тыс подписчиков.
«Подписчики – это однозначно новая валюта, потому что ты имеешь влияние и можешь манипулировать своей аудиторией. Настанет один прекрасный день, когда блогеры пойдут в политику, как однажды пошли спортсмены и артисты. Блогерам доверяют. Если ты делаешь хороший контент, то тебя слушают, и твое мнение для подписчиков очень важно. Это влияние и авторитет. Подписчиков необходимо ценить и уважать. Блогерство – это самоутверждение, потому что в этом мире нужно кому-то что-то доказать, каждый хочет крикнуть на весь мир, что он существует», — сказал он.
Экобьюти-блогера Сусанну Григорьян можно назвать микроинфлюенсером. У нее 11 тыс подписчиков, что не так много по меркам Instagram, но при этом вовлеченность ее аудитории выше в несколько раз, что делает ее явным лидером мнений в своей нише.
«Не буду лукавить, в начале моей блогерской карьеры для меня количество подписчиков было важным. Поскольку я давно нахожусь в блогерских кругах, где блогерам важно, сколько будет подписчиков, и они делают все для этого. Сейчас я так не делаю. Было какое-то время, когда я чувствовала себя плохо из-за небольшого количества подписчиков, потому что я понимала, что тем самым я хотела купить любовь. И я сама себя обманывала. Сейчас для меня это неважно, потому что у меня очень качественная аудитория. Мне нравятся мои люди. На данный момент стремление к популярности в социальных сетях — это действительно болезнь. Это говорит о том, что человек пытается как-то компенсировать эту любовь, которую он недополучил от своей деятельности, от родителей, от окружающих, но он никак не может этого сделать», — считает Сусанна.
Руслан Томасов ведет «блог о семье, вере, развитии и лидерстве». Сейчас у него 17 тыс подписчиков, но он вкладывает деньги в развитие своего Instagram’а и стремится к еще большим цифрам.
«Я веду социальные сети для того, чтобы заниматься пассивным влиянием. И я убедился в этом однажды, когда понял, что много людей меня может читать, может получать от меня полезный контент, который может менять жизни людей только потому, что они читают мои посты и смотрят мои сторис. И поэтому интернет и все социальные медиа я использую только для того, чтобы иметь влияние, служить людям и быть полезным. Для меня важно количество подписчиков, но не так как это принято в современных тенденциях. Я думаю, что чем больше аудитория, тем больше влияние, поэтому я занимаюсь продвижением своего аккаунта, и у меня очень лояльная аудитория», — говорит публичный спикер и блогер Руслан Томассов.
Поговорив с психологами, психотерапевтами и блогерами сложно сделать однозначный вывод. Каждый из наших героев рассказал о своем опыте, и нельзя единогласно решить, что такое социальные сети — зло или благо. Сами по себе социальные медиа – это ни плохо, ни хорошо. Все дело в том, как мы к этому относимся, как мы все воспринимаем. Социальные сети стали для каждого из нас лакмусовой бумажкой. Проверить себя, насколько мы подвержены влиянию, можно ли нами манипулировать, есть ли у нас собственное мнение, можно проанализировав свое состояние. Тогда получается, что дело не в них, а в нас?
Материал подготовила Анна Пак