Дефицит мест в школах. Загруженность есть или ее нет?

По расчетам министерства образования и науки уже через четыре года дефицит мест в школах может составить около 500 тысяч мест. Чтобы избежать этой критической ситуации в Казахстане нужно построить не менее 800 школ. Эксперты предлагают способ борьбы с нехваткой мест в школах.  В частности, депутат мажилиса Ирина Смирнова для начала предлагает навести порядок с непропорциональным распределением самих школьников и строительством новых школ в регионах, которые остаются полупустыми.

Дефицит мест в школах. Загруженность есть или ее нет?
Фото: pexels.com

«Давайте сделаем профильное обучение. В стране более 700 колледжей и практически везде они остаются полупустыми. Самое главное, что в эти учебные заведения можно направить 10-11 классы. Тем самым можно разгрузить школы. Кроме этого, следует изучить распределение в самих школах. В Нур-Султане и Алматы есть школы, которые не заполнены до проектной мощности, а ведь они построены за бюджетные деньги. И есть школы в Алматинской, Акмолинской области, которые разваливаются и соответственно детям негде учиться», - рассказала Ирина Смирнова.

В то же время депутат Смирнова уверена, что 800 школ в стране построить нереально. Поэтому нужно рационально подходить к строительству учебных заведений.

«Я знаю, что в Джамбульской области в Кордайском районе где-то в маленьком селе построили школу на 1200 учеников. Сегодня, там учится всего 160 учеников. При этом ее содержит государство… Сегодня у нас нет средств на строительство 800 школ. Или возможно деньги заложат, но качественно сами школы не построят. Я готовлю письмо в министерство образования и науки. С тем что бы в ведомстве рассказали, где и каким образом, планируют строить любые новые школы в стране в ближайшее время», - сказала Ирина Смирнова. 

Между тем ранее известный казахстанский политолог Досым Сатпаев сообщил в Facebook о том, что ему в руки  попало постановление акимата города Алматы 1/149 от 25 февраля 2021 года под названием «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы», где говорится о том, что в соответствии с Законом РК от 1 марта 2011 гола «О государственном имуществе» и постановлением правительства РК от 29 декабря 2020 года №908 «О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы», утверждается перечень организаций коммунальной собственности, которые хотят выставить на торги в рамках приватизации.

И в списке разных ТОО, которые государство хочет продать, вдруг оказались не одна, а целых три алматинские школы, имеющих статус Государственных коммунальных казенных предприятий (ГККП): Детская музыкальная школа №3 им. С.Прокофьева, которая была основана еще в 1964 году; Детская музыкальная школа №1 (Хоровая), действующая с 1983 года и Детская музыкальная школа №11, открытие которой произошло в 1973 году.    

«Я против, поскольку считаю, что музыкальные школы должны остаться на месте. Продают школы, значит продают коллектив. Раньше в Алматы было 30 спортивных школ, остались 10. Я считаю, что это преступление!  Наша партия (НПК) уже выступила против. В акимате сказали, что школы снимут с торгов», - сообщила депутат Смирнова.

Между тем в период пандемии коронавируса онлайн-образование становится популярным как никогда раньше в Казахстане. Основатель образовательной платформы Daryn.online, сумевший собрать аудиторию в 2,5 млн пользователей предлагает министерству образования переходить на гибридное обучение, чтобы избежать дефицита мест в школах.

«Некоторые гуманитарные предметы можно посещать онлайн. Это география, биология, история и другие предметы.  Таким образом можно примерно на 50% разгрузить все школы. Вдвое оптимизировать работу и бюджет. При этом можно построить 800 школ, но сделать их более компактными», - уверен Айбек Куатбаев

По его мнению, даже с учетом медленного интернета провести интернет в сельской местности    дешевле чем построить новую школу в каждом ауле, поскольку основной рост школьников наблюдается в сельской местности.

«Мы уже предложили министру образования и науки свои гибридные решения в образовании. Возможно в ведомстве примут правильное решений и возьмут на себя ответственность по внедрению новых технологий в систему образования», - рассказал Айбек Куатбаев.

Вместе с тем основатель проекта Daryn.online не против грамотной приватизации государственных школ, поскольку так заведено во многих успешных странах

«Как правило, на Западе государственные школы качественнее, чем частные школы. Поэтому люди хотят туда попасть. У нас же наоборот. Частные дают более качественное образование. Возможно государство это понимают и выставляет некоторые объекты на приватизацию. При этом в развитых странах 70% составляют государственные школы, остальные 30% - частные. В Казахстане частные школы присутствует в районе 4%. Нужно больше. Нужна реальная конкуренция», - уверен Айбек Куатбаев. 

«Что касается стоимости обучения, то здесь надо больше субсидировать частные школы, чтобы они впоследствии стали бесплатными. Но сами управленцы будут бизнесмены, а не чиновники», - добавил спикер.

Примечательно, что в рамках партнерства государства и бизнеса за весь период истории ГЧП в Казахстане построили всего 4 школы. Из них две в Алматинской области, одну в Туркестанской области и одну школу в Шымкенте.

В статье:
Loading...
Жанар Муканова -  вторник, 4 мая в 11:53
Бессвязная связь, или Кто виноват?
Жанар Муканова -  понедельник, 26 апреля в 05:19
Образы будущего в мечтах казахстанцев
Жанар Муканова -  пятница, 23 апреля в 02:00
Подсудимые по делу об «Астана LRT» выступили с последним словом
Жанар Муканова -  пятница, 23 апреля в 12:15
Бессилие или черствость?
По теме:

9 мая, воскресенье