57 человек стали должниками банков в Восточном Казахстане. Большинство из них являются репатриантами из Китая. Есть и местные, из Усть-Каменогорска. Возможно, кто-то подумает: «А кто сейчас не должен банку?». Но данная ситуация выходит из ряда вон, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на zhasalash.kz.
Люди, которые сейчас называют себя пострадавшими, два года назад не могли представить себя в подобной роли. Жители поселка «Нурлы кош» один за другим попали в сети своей односельчанки Кумис Токен. «На границе застрял мой груз. Чтобы срочно вытащить, нужны деньги. Помоги. Дай в долг», — говорила она. А нурлыкошевцы верили и давали.
«Она плакала, умоляла, прижимая коран к груди. То у нее груз застрял на границе. То шубу ей нужно выкупить в ломбарде. Клялась Аллахом. Обещала все вернуть. Готовых денег у меня не было. Поэтому я пошла в банк и взяла в кредит 680 тыс тенге», — говорит Ерсингуль Усенова.
Фото: © Жанболат Санияз
Все пострадавшие в свое время поверили словам Кумис. Кроме того, женщина приводила своих двоих детей и клялась ими. После этого люди смягчались и выполняли то, что она хотела.
«Она и моего мужа уговорила взять кредит. Я не знала об этом. Он взял 1 млн 300 тыс тенге в банке и отдал этой женщине. Если туда добавить и мой кредит, то мы должны банку 2 млн тенге. Я не работаю. Сижу дома. Я многодетная мать. У меня нет пенсионных накоплений. Только потом поняла, что в том банке все подготовили для «одобрения» кредита. Якобы я получаю 120 тыс тенге зарплаты», — жалуется Жамалхан Алимгазы.
Фото: © Жанболат Санияз
Интересно то, что среди обманутых людей есть даже сотрудник полиции. Сотрудник департамента полиции взяла в банке миллион тенге и вручила Ерсингуль.
Допустим, она женщина и ее материнское сердце ее дрогнуло. В этом эпизоде виноватой как бы можно считать только Кумис Токен. А к сотруднице полиции, у которой документы все в порядке и к работникам банка нет претензий.
Но стоит обратить внимание на историю Айгуль Аманжол.
«Я еще не получила гражданство Казахстана. Кроме вида на жительство у меня нет других документов. Но банк все же выдал мне кредит. Сейчас я работаю уборщицей. Моя зарплата в месяц составляет 33 тыс тенге.
Мою карточку заблокировали. Я не могу распоряжаться своей зарплатой. И пособия на детей тоже удерживают. Я могу оказаться на улице. Пришли люди из банка и пригрозили, что если я не возвращу кредит, то меня выселят. Я не могу выезжать за границу. Не могу увидеться со своими родственниками, оставшимися там. В моем отношении введены ограничения из-за моего долга. Тут не только вина Кумис Токен. В афере принимали участие члены ее семьи и работники банка. Они действовали сообща. Поэтому нужно наказать их всех. Пусть всех проверят!» — потребовала Айгуль Аманжол.
Фото: © Жанболат Санияз
Все люди, неожиданно ставшие должниками, выдвигают аналогичные требования. «Они заставили нас страдать. Но все, кроме Кумис Токен, продолжают счастливо жить», — говорят они.
В отношении Кумис Токен возбудили дело по статье 190 часть 3 подпункт 1. 15 августа 2017 года она была заключена под стражу. В сентябре этого года ее приговорили к 2 годам заключения. Городской суд Усть-Каменогорска №2 определил место прохождения наказания в учреждении с облегченным режимом. С
Срок ее заключения решили считать с 15 августа 2017 года. Кроме того суд постановил, чтобы женщина вернула деньги всем, у кого взяла.
Фото: © Жанболат Санияз
Пострадавшие от действий мошенницы не согласны с решением суда и подали жалобу в областной суд. Они требуют более жесткого наказания для Кумис Токен, считая присужденный ей срок слишком маленьким. Наряду с этим они требуют, чтобы Кумис Токен обязали закрыть кредиты, которые люди брали для нее в банках. Но и сама Кумис Токен подала на апелляцию, утверждая, что не виновна. По просьбе обеих сторон дело будет пересмотрено в ближайшие дни.
«Не согласные с решением суда первой инстанции обе стороны подали жалобы. Уголовное дело 29 ноября будет рассматривать судебная коллегия по уголовным делам восточно-казахстанского областного суда», — пояснила судья областного суда ВКО Назгуль Рахметуллина.
А дальнейшая судьба 57 жителей поселка «Нурлы кош» зависит от того, кто будет выплачивать банку 61 млн 407 тыс тенге.