В Самаркандской области местные пастухи в знак протеста против передачи их пастбищ кластерам пригнали огромное стадо овец к зданию администрации Нурабадского района, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на centralasian.org.
В Сети распространилось видео, на котором люди требовали от местных властей выделения им пастбищ для выпаса домашней скотины.
По словам сельчан, данный инцидент произошел днем 6 апреля.
«До сегодняшнего дня мы пасли своих овец на пастбищах. Большая часть местных жителей живет за счет животноводства. Но, после того как в Узбекистане появились кластеры, нам запретили пасти овец на пастбищах. Поэтому местные жители в знак протеста пришли к зданию хокимията, требуя выделить им пастбища», — говорит один из жителей.
Осенью прошлого года комитет по развитию шелководства и каракулеводства выделил ООО «Самарканд коракул кластер» 151 тыс гектаров земель, а СП ООО SP LUXE — более 197,2 тыс гектаров.
Кроме того, совместное предприятие «SP Luxe» заключило договор с руководителем фермерского хозяйства «Сохибкор Хожиакбар», согласно которому СП арендует у местного фермера 834 гектара земли на 49 лет.
Согласно договору, на этой земле планировалось выращивать 1450 голов мелкого рогатого скота. Однако на деле на этой площади стали пасти свыше 4 тыс овец. Именно данное обстоятельство и вызвало недовольство у местных жителей, которые решили пригнать к зданию райадминистрации огромное стадо овец.
Сотрудник администрации Нурабадского района сообщил, что после недовольства местных жителей руководство района провело собрание, по итогам которого соглашение между СП и фермерским хозяйством аннулировано.
«В день, когда местные жители пригнали стадо овец к зданию администрации, мы провели собрание и аннулировали договор между СП «SP Luxe» и фермерским хозяйством «Сохибкор Хожиакбар», связанный с арендой пастбищ. Пришли к решению, что в первую очередь пастбища будут выделены для выпаса скота местных жителей», — пояснил представитель администрации Нурабадского района.
Между тем жители Нурабадского района, которые долгие годы пасли свой скот на местных пастбищах без каких-либо препятствий, недовольны тем, что сегодня от них требуют заключать договоры с кластерами и пасти свой скот на определенных пастбищах на платной основе.
«Жители нашего района живут в основном за счет животноводства. В каждой семье по 20-30 овец и по 2-3 коровы. В нашем районе много пустынной местности. Большую часть пастбищ передали кластерам, которые разрешают местным жителям пасти свой скот на их пастбищах, но взамен требуют отдать им шерсть овец либо заплатить деньги. Такого раньше не было. Поэтому люди решили выразить свое недовольство», — сказал один из сельчан.
Стоит отметить, что Нурабадский район Самарканда считается одним из ведущих в области животноводства. В настоящее время в районе выращивают более 100 тыс голов крупного рогатого скота и более 250 тыс овец и коз.
Сотни фермерских хозяйств, принудительно прикрепленных к кластерам, жалуются, что годами не могут получить оплату за труд своих рабочих и находятся на грани банкротства.
Президент Шавкат Мирзиёев также признавал, что некоторые кластеры в Узбекистане подвержены коррупции. Однако вопрос о внесении изменений в эту систему либо полная ее отмена пока не стоит на повестке дня.