Террористы долго искали оружие для нападения на концертный зал и вышли на баталхаджинцев (секта признанного в РФ террористом и экстремистом Батал-Хаджи Белхороева запрещена в РФ). Те передали им автоматы и патроны в селе Сурхахи в Ингушетии, после чего оружие вывезли в Москву.
Это уроженцы ингушского селения Сурхахи Хусейн Медов, Джабраил Аушев и Хаваж-Багаудин Алиев, а также Батыр Кулаев из Экажево.
По версии следствия, Медов, «системно» участвующий в незаконном обороте оружия, по просьбе таджиков достал четыре охолощенных автомата Калашникова, которые у себя дома переделал в боевые.
Его сообщник Кулаев передал своему земляку магазины для автоматов и патроны, которые и использовали террористы. После этого Аушев и Алиев доставили оружие и боеприпасы в тайники возле сел Экажево и Сурхахи, отправив их координаты заказчикам. Оружие оттуда забрали посредники, которые привезли в столицу четыре автомата, 68 магазинов и более двух тыс патронов.
«Причем, большая часть рожков перед отправкой была заряжена, а это, по версии следствия, подтверждает, что предполагаемые участники ингушского звена террористического сообщества знали, что их сообщники готовятся к настоящей бойне, что и произошло в итоге в Москве. По показаниям фигурантов расследования, за оружие и боеприпасы им перечислили более 1 млн руб», — говорилось в публикации.
Правоохранители задержали Медова и Аушева в Ингушетии, после чего суд отправил их в СИЗО. Их обвиняют в незаконном обороте оружия и боеприпасов (ч. 5 ст. 222 УК РФ), а также взрывных устройств и взрывчатки (ч. 3 ст. 222.1). Свое участие в теракте баталхаджинцы отрицают. По их словам, работали они только с посредниками, поэтому не знали, где в итоге окажется оружие и как оно будет использовано. Двух других фигурантов — Кулаева и Алиева — задержать пока не удалось, их объявили в розыск.
Преступников, передавших террористам оружие, было не четверо, а как минимум шестеро. Кроме уже перечисленных «Ъ» баталхаджинцев, в розыск объявлен еще один обвиняемый. Речь идет о мужчине по имени Амерхан Матиев. Шестой же злоумышленник погиб, когда пытался скрыться от сотрудников ГАИ. На тот момент он уже был в розыске за другое преступление.
Также правоохранители проверяют на причастность к теракту двух представителей организации — Ильяса Белхароева и Адама Белхароева, которые в данный момент скрываются на Украине и в Турции соответственно.
Баталхаджинцы — это религиозно-общинная группа последователей суфийского шейха Батал-Хаджи Белхороева, которая сосредоточена в современной Ингушетии. В 2020 году стало известно, что группа насчитывает более 3 тыс последователей. Управляют ей потомки шейха Белхороева — правнуки и праправнуки. У баталхаджинцев также есть боевое крыло, в 2023 году оно было внесено в список организаций, признанных в России террористическими.
По данным РЕН ТВ, все новые фигуранты, а также Адам и Ильяс Белхароевы, которых правоохранители проверят на причастность к теракту в «Крокусе», являются представителями боевого крыла баталхаджинцев.
«Ъ» пишет, что Джабраил Аушев ранее уже привлекался к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и боеприпасов (ч. 3 ст. 222 УК), но отсидел всего несколько месяцев. Хаваж-Багаудин Алиев же получил административное наказание за нарушение правил хранения оружия.
Что же касается Ильяса Белхароева, то его считают одним из лидеров террористической организации. Предполагается, что в начале своей карьеры Белхароев с сообщниками снабжал оружием боевиков на Северном Кавказе, а когда большую их часть ликвидировали, переключился на контрабанду из-за границы, в том числе из Таиланда. Ильяс вместе со своим братом Абдуллой стал отвечать за ресурсное обеспечение боевого крыла баталхаджинцев.
«Предполагается, что именно они установили криминальные связи в королевстве, в том числе с проститутками в ночных клубах, которым предложили дополнительный заработок от продажи оружия. Эскортницы, согласившись, за вознаграждение договаривались с клиентами о покупке боевого оружия, запрещенного к легальному гражданскому обороту в России, но разрешенного в Таиланде. Продавая свои пистолеты сообщницам контрабандистов, тайцы писали заявления о краже в полицию, а дамы передавали оружие «баталхаджинцам», — писал «Ъ».
После этого на съемных квартирах или в отелях оружие разбиралось, а его детали укладывались в различные электроприборы и почтой отправлялись в Россию. Такая схема действовала около пяти лет — до 2015 года. Тогда
Ильяс Белхароев переехал на Украину, где впоследствии вступил в добровольческий батальон имени Джохара Дудаева.
После его переезда схема стала выглядеть иначе: посылки с деталями оружия шли сначала к Белхароеву, а уже постом поступали в РФ через курьеров, в том числе украинцев.
Следствие полагало, что именно из полученного таким путем пистолета в 2019 году в Москве были застрелены глава Центра противодействия экстремизму МВД Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев и его брат. При этом за контрабанду оружия Ильяс Белхароев был объявлен в розыск задолго до этого убийства, сообщал «Ъ». Однако арестовать его смогли только в 2021 году на Украине — по требованию Интерпола по запросу России. Несмотря на то, что в РФ его обвиняли в участии в террористическом сообществе, совершении террористического акта и перевозке оружия в составе организованной группы, Белхароева отпустили из СИЗО благодаря правозащитникам, которые сочли его преследование политически мотивированным. После этого розыск мужчины прекратил и Интерпол.
Второе же дело в отношении него возбудили в этом году — Белхароеву инкриминировали участие в террористическом сообществе и незаконном вооруженном формировании, которое противостоит российской армии со стороны Украины. Следствие посчитало, что он, используя свои возможности как одного из лидеров вирда (общины), участвовал в ресурсном, в том числе в финансовом, обеспечении батальона имени Джохара Дудаева, состоявшего в основном из выходцев из Чечни, ранее являвшихся участниками незаконных вооруженных формирований.
По данным РЕН ТВ и Baza, Адам Белхароев так же, как и Ильяс, попадал в поле зрения правоохранителей как лицо, причастное к контрабанде оружия. Однако в открытых источниках информации об этом, как и о трех других новых фигурантах дела о теракте в «Крокусе», нет.
Напомним, вечером 22 марта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске открылась стрельба. В здании произошел взрыв, начался пожар. Вооруженные люди вели беспорядочный огонь. Подозреваемые в теракте задержаны, ведется следствие.