Остались считанные дни до главного ежегодного события в Организации Объединенных Наций — начала недели общих прений сессии Генеральной Ассамблеи. Для участия в дебатах в ООН съезжаются главы государств и правительств со всего мира, передает Центр новостей ООН.
В эти дни здание штаб-квартиры превращается в неприступную крепость, в его коридорах можно невзначай столкнуться с президентом страны или королем, а люди с камерами и микрофонами дежурят ночами напролет, чтобы ничего не пропустить.
Некоторые из этих «горячих» новостей остаются в истории и будоражат умы и десятилетия спустя. В библиотеке ООН не сохранилось официальных свидетельств того, как Никита Хрущев якобы стучал ботинком по столу во время выступления в Генеральной Ассамблее, а посему в Организации не могут ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение (Вопросы на эту тему поступают на протяжении более полувека).
Зато в архивах есть запись пламенной речи советского лидера, требующего покончить с колониализмом.
«Конец, могила колониальному рабству! Долой его! И похоронить его, чем глубже, тем лучше!» — призвал Хрущев с трибуны 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в 1960 году.
Предполагаемый эпизод с ботинком привлек еще большее внимание к этому выступлению. Сегодня даже самый краткий список наиболее ярких моментов в истории Генассамблеи редко обходится без Хрущева. Более того, как рассказала Службе новостей ООН одна из русскоязычных экскурсоводов ООН, туристы из стран, входивших в состав СССР, при посещении Генассамблеи всегда просят показать стол, по которому, то ли туфлей, то ли кулаком, стучал руководитель советской делегации.
Впрочем, и в последующие годы здесь не раз кипели страсти. В перечень ярких моментов почти 75-летней истории Генассамблеи, как правило, включают и выступления бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Из года в год он резко критиковал Запад. Случалось, что во время его выступлений дипломаты из США и ряда европейских стран покидали зал — это одна из форм протеста в ООН.
Кстати, в 2015 году российская делегация почти в полном составе ушла с выступления президента Украины Петра Порошенко — в зале остался лишь один дипломат из России.
«Чтобы выслушать аргументы оппонента», — пояснили потом журналистам представители российской стороны.
Важно не только, что говорит выступающий, но и как долго он излагает свои мысли. В ходе общих дебатов в Генеральной Ассамблее каждая страна получает 15 минут, чтобы рассказать о своей позиции.
«Разговорчивым» ораторам дипломатично напоминают о необходимости закругляться — на трибуне зажигается специальная лампочка. Но случается, что выступающие не реагируют.
В 2009 году ливийский лидер Муамар Каддафи говорил 96 минут. Никита Хрущев фигурирует и в этом списке — его речь на пленарном заседании Генассамблеи в 1960 году вошла в тройку самых длинных —140 минут. Ну, а лидер кубинской революции Фидель Кастро установил в том же году рекорд, который до сих пор никто не побил: он говорил 269 минут —больше четырех часов! Кстати, лампочки ввели как раз после выступления Кастро.
Фидель Кастро на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году. Фото ООН/Ютака Нагата.
И еще «о равенстве прав больших и малых наций…» — это фраза из Устава ООН. В зале Генеральной Ассамблеи делегации рассаживаются в алфавитном порядке в соответствии с их официальными названиями. В 1946 году в составе Генеральной Ассамблеи было 51 государство, сейчас — 193. Так что мест нужно все больше. При рассадке стран, образовавшихся после распада СССР, использовали их название без слова республика (Азербайджан, Казахстан, Беларусь, вместо — Республика Азербайджан и т.д.). Исключение сделали лишь для Республики Молдова, которая занимает место после Республики Южная Корея (за основу взяли английский алфавит). Ну а кто будет сидеть на самом первом месте, в первом ряду справа, каждый год решает жребий, который тянет Генеральный секретарь.
Ведь Генассамблея, по словам бывшего Генсека ООН Пан Ги Муна, это — «настоящий парламент для всех людей мира». Выступающие с трибуны ООН мировые лидеры обычно говорят о наболевшем. Их позиции часто разнятся, и только в этом зале они могут услышать друг друга и попытаться понять или выступить со своими контраргументами.
Открывая в 1946 году самое первое, историческое, заседание Генеральной Ассамблеи — оно, кстати, проходило в Вестминстерском дворце в Лондоне — ее председатель бельгиец Поль-Анри Спаак зачитал Преамбулу Устава ООН.
«Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни, принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций […] и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи…».