Как известно, легких денег не бывает и, чтобы получить хорошую сумму, нужно прилично постараться. Однако существуют смельчаки, бросившие стабильную работу ради более высоких заработков и целей. ИА «NewTimes.kz» рассказывает истории казахстанцев, начавших оригинальным способом зарабатывать себе на жизнь.
Как говорил Анатолий Ефремович Новосельцев в фильме «Служебный роман», «я живу только на зарплату, то есть от получки до получки». Однако в сегодняшних реалиях очень сложно прожить на одну зарплату, дипломированные специалисты не готовы начинать карьеру с 50 тыс тенге и молниеносно меняют сферу деятельности. К слову, возможности заработка увеличились в разы с повсеместным проникновением интернета в нашу жизнь, сайты объявлений о работе ломятся от предложений зарабатывать с помощью только компьютера и доступа в Сеть.
Можно зарабатывать на колебании курса доллара, отслеживая его на сайте трейдеров, или завести YouTube-канал с обзорами на различные товары и получать деньги от рекламных постов. Но герои NT пошли дальше и выбрали непривычные и небанальные профессии.
Доула – помощница в родах
Гульмира Кунапия — профессиональная доула, но официально такой профессии в нашей стране нет. В современном мире доулой называют женщину с личным опытом родов, которая оказывает эмоциональную и физическую поддержку будущим мамам. При этом она не ставит диагнозы, не делает назначений и не дает рекомендаций и советов.
«В прошлом году я родила четвертого ребенка, и мои роды сопровождала доула. В нашем городе работает более десятка доул, эти специалисты есть и в Алматы, чуть меньше — в регионах. Я пришла в сферу заботы о материнстве 3 года назад, пройдя обучение для инструкторов по подготовке к родам у российских специалистов. К тому время я уже родила третьего ребенка. Но тема родов меня очень сильно волновала, потому что я была разочарована первым опытом родов. И каждый последующий опыт открывал передо мной новые вопросы. Как оказалось, ответы лежали не только в сфере медицины и физического здоровья. В родах задействован и огромный эмоциональный ресурс женщины. Я вела и веду курсы, чтобы будущие мамы смогли раскрыть свои силы, находили опору внутри себя и могли организовывать роды согласно личному взгляду и ожиданиям в рамках той культуры родов, которая сложилась в их городе», — рассказала Гульмира в интервью NT.
В профессию доулы наша героиня пришла из журналистики. О своем выборе Гульмира не жалеет, ведь она помогает женщинам в самый важный и ответственный момент жизни. Во всех развитых странах пригласить доулу на роды давно стало обычным явлением. Для казахстанок пригласить помощницу в родах уже не новинка, но все еще редкость.
«Доула должна просто нравиться будущей маме, вызывать доверие. Она будет непрерывно рядом во время родов, подбадривая, заботясь, хваля, мотивируя, принимая ее желания, помогая с помощью прикосновений и других техник снижения болевых ощущений. Присутствие знакомого человека дает женщине спокойствие, возможность расслабиться и комфортно пережить роды. Все это повышает шансы на роды с минимальным количеством медицинских вмешательств, в том числе оперативных.
Со временем клиентки стали просить меня сопровождать их роды. Я прошла обучение у тех же специалистов, которые обучали меня на ведущую курсов. Сейчас сопровождение покупает примерно четвертая часть слушательниц моих курсов. Но есть те, кто обращается без желания пройти курсы. Пакет, включающий две встречи до родов, сопровождение, нахождение в роддоме два часа после родов и одну послеродовой встречу, стоит 50 тыс тенге. Это средняя цена по рынку», — делится доула.
Собеседница признается, самое сложное — это необходимость быть всегда на связи и быть готовой выехать к женщине в любой момент родов.
«Это особый режим жизни, когда в течение максимум часа нужно успеть бросить все дела, передать своих детей под присмотр другого взрослого, если они маленькие, и спешить к роженице. Кроме того, непрерывное присутствие с полным включением в процесс может длиться до суток и больше. А значит, нужно иметь большой запас физических и эмоциональных сил. Все это формирует достаточно высокую стоимость на услуги доулы», — заключила Гульмира.
Бизнес на льду
25-летний Асет Рахимов зарабатывает на том, что продает замороженную воду. Он один из немногих предпринимателей в столице, кто поставляет пищевой лед для ресторанов и ночных клубов. Ежедневно молодой человек продает до нескольких тонн льда. К слову, Асет в прошлом был барменом.
«Льдом решил заняться после неприятного случая в баре. Все знают, что общепит — это одна из самых неблагодарных сфер. Работая в одном из баров, была смена руководства, и, как чаще всего бывает, меняют всю старую команду. Это было год назад, а с работой в баре было туговато, все равно, добравшись до определенного уровня, не пойдешь уже работать в обычное кафе или ресторан, в котором деградируешь в профессии. И вот, сидя дома у друга, пили пиво и обсуждали дальнейшие планы, сошлись на мнении со льдом, ну, как это бывает, в порядке бреда обсуждали технические моменты. Через несколько дней, собравшись с духом, заказали основное оборудование», — рассказывает он.
Собеседник признается, что дело, которым он сейчас занимается, достаточно прибыльное — килограмм льда стоит 200 тенге, а в сутки Асет старается продать до тонны, но, помимо кафе и ресторанов, к нему обращаются представители ритуальных агентств.
«Я очень благодарен всем своим коллегам-друзьям из общепита. В основном благодаря им слух о нас быстро распространился среди заведений. Платформа OLX тоже помогла, через нее о нас узнала другая сторона города. Бывало, заказы поступали из ритуальных агентств или скотоводы, перевозящие мясо близ Нур-Султана. Сложностей очень много. Обслуживание дорогостоящего оборудования тоже стоит немало, я никогда раньше не сталкивался с доставкой, поэтому нет правильных инструментов, и до сих пор пытаюсь оптимизировать эту часть», — отметил он.
Кобель на час!
Лет «-цать» назад никто и подумать не мог, что на сношении собак можно за раз заработать месячный оклад специалиста среднего звена. Вязка породистых животных набирает все большую популярность, так как их щенки считаются более здоровыми, смышлеными и красивыми, нежели обычные псы. Так, астанчанка Анна Каннарская за одну вязку со своим кобелем породы хаски берет 150 тыс тенге.
«Раньше я этим не занималась, опубликовала объявление, потому что по медицинским показателям кобелю это нужно. Я больше ценитель породы, а направо-налево раздавать кобеля — это неправильно, потому что щенков могут выбросить на улицу, а щенка, которого ты за 250 тыс тенге купишь, навряд ли выбросишь. Если осознанно покупаешь — будешь кормить, заботиться», — рассказывает Анна.
Кроме того, по словам женщины, цена за собачью вязку должна покрывать все расходы на питомца.
«Мы ездили на выставки, нас проверяли эксперты. Выставки — это занятие недешевое, именно из этого и складывается цена за вязку. В пределах 60 тыс обходится одна выставка. У нас есть звание «юного чемпиона Казахстана». Ежемесячно на Руфуса тратим около 35 тыс тенге, сюда входят корм, витамины, игрушки. Если у вас сука и вы хотите ее повязать с кобелем для красивых щенков, то не смотрите лишь бы повязать собаку, а оценивайте качество кобеля, чтобы в будущем щенки продались. Во всех вязках суку приводят к кобелю, и она живет у меня 3-4 дня, пока он ее не повяжет. Поэтому такая сумма — я же за сукой ухаживаю», — добавила она.
Женщина признается, собачий бизнес не единственный и не главный источник дохода — Анна — салонный мастер, а вязкой решила заняться для здоровья питомца.