Возглавляя Дикий Запад: Как выглядит пестрое поле уральских акимов

Во главе Западно-Казахстанской области стояли восемь акимов. Среди них были и местные ребята, но большинство — приезжие. Посидев в местечковом кресле акима в Уральске, они начинали бойко скакать по карьерной лестнице, становясь столичными акимами, госсекретарями и министрами. Спортивные, пьющие, скрытные, горделивые и не очень — об акимах второй нефтяной столицы Казахстана рассказывает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Айша Куанышбек. 

Коллаж ИА «NewTimes.kz»

Первым акимом ЗКО, а точнее, главой областной администрации был Нажмеден Искалиев, которому должность досталась в наследство от Советского Союза.  При Советах он занимал должность первого секретаря Уральского обкома компартии Казахстана. 

О нем у нас совсем немного информации, поскольку в должности акима он пробыл всего 11 месяцев. До этого, будучи первым секретарем обкома, Искалиев участвовал в разрешении конфликта в связи с  сентябрьским  путчем 1991 года, когда тысячи местных жителей вышли на площадь, выступая против празднования Дня возрождения уральского (яицкого) казачества. 

Искалиев старожилам больше запомнился как активист в области сельского хозяйства. Агроном по образованию, он часто выезжал с поездками в фермерские хозяйства отдаленных деревень области и помогал фермерам решать их проблемы. Нынешний аким ЗКО Гали Искалиев — сын первого акима региона Нажмедена Искалиева, у него совсем другой путь, но об этом позже.

После ЗКО Искалиев-старший некоторое время пробыл главой администрации Кокшетау, а позже стал послом Казахстана в Узбекистане. Сейчас он на пенсии, и ему было присвоено звание почетного гражданина Уральска. 

Фото: zhaikpress.kz

Вторым акимом Западно-Казахстанской области стал Кабиббула Джакупов, тоже из числа «красных директоров». В советские годы он был управленцем в местных исполнительных комитетах, а после поста акима ЗКО уехал в столицу, где в разное время занимал должности первого вице-министра транспорта и коммуникаций, заместителя руководителя канцелярии премьер-министра. Самой высокой должностью Джакупова стал пост председателя мажилиса РК.

Кабиббула Джакупов больше известен выходками своих детей. Его младший сын, Аслан Джакупов, был одним из основных фигурантов в деле экс-министра нацэкономики РК Куандыка Бишимбаева и на суде честно признался в получении многомиллионных откатов от владельцев строительных компаний. Он был осужден на 2,5 года колонии и вышел на свободу условно-досрочно, отбыв две трети срока. 

У Джакупова есть еще один сын — Жаслан, имя которого засветилось в панамских документах. Он владеет офшорными фирмами, хотя на территории области ведет стратегически важный бизнес, связанный с электричеством. 

Читайте также: Совсем не «Человек года», или Неприметные акимы Кызылординской области

Третьим и самым любимым акимом области стал Крымбек Кушербаев, который, несмотря на достаточно короткий срок пребывания в должности — с 2000 по 2003 годы,  запомнился жителям региона как деятельный и эффективный менеджер. Кушербаева и по сей день вспоминают добрым словом, хотя он и выходец из Южного Казахстана, а не местный.  Иной раз от недовольных чем-либо горожан можно услышать фразы вроде «при Кушербаеве такого не было» или «во времена Кушербаева было хорошо, не то, что сейчас».

При Кушербаеве в Уральске появились хорошие дороги и трассы, а также собственный оркестр и ледовый дворец. При нем же школы оснастили компьютерами. Кушербаев был не высокомерен в общении с прессой и простыми горожанами. К сожалению для уральцев, его перевели в соседнюю, Мангистаускую область, а позже — в Нур- Султан, на более ответственные должности. В 2013 году Кушербаев вернулся в исполнительные органы, став акимом Кызылординской области, и не раз попадал в рейтинги самых результативных чиновников. 

Фото: akorda.kz

Крымбека Кушербаева на посту сменил уроженец Шымкента Нургали Ашимов. В Уральске Ашимова не то чтобы не любили, но особо и не жаловали.  Он заслужил славу безликого чиновника — особо не пиарился, но и в нехороших делах  не светился. Так было до тех пор, пока Ашимов не позволил уйти в частные руки скверу имени Фурманова  в самом центре Уральска, на месте которого вырос очередной торговый центр. 

Посмеивались над чиновником и за провальный проект цементного завода. С помпой и телемостом с министерством Ашимов запустил строительство, как бы демонстрируя столице привлеченные инвестиции, но через полгода стройка неожиданно свернулась. Об этом предпочли не распространяться. 

В 2007 году Ашимов уехал по месту прописки, став акимом Южно-Казахстанской области, а позже министром охраны окружающей среды РК, что на фоне «скверного» скандала в Уральске выглядело странным. Вплоть до 2012 года Нургали Ашимов был в столице и продолжал работать в сфере защиты окружающей среды, но уже в партии «Нур-Отан». О дальнейшей его судьбе неизвестно. 

Бактыкожа Измухамбетов стал пятым акимом ЗКО и пробыл в этой должности четыре года — с 2008 по 2012 годы. Уроженец Атырауской области, после Уральска он отправился руководить родными краями, а пока был тут, успел запомниться жителям города и его окрестностей… любовью к бордюрам. К чиновнику прочно приклеилось обидное, но меткое прозвище Бордюр-кожа. 

Справедливости ради отметим, что Измухамбетов попал в самый водоворот событий и времена его долженствования были отнюдь не скучными. Ему пришлось справляться с наводнением ужасающих масштабов в 2011 году. А после разбираться с многочисленными финансовыми проверками касательно затрат на помощь пострадавшим от потопа. После акимства в Атырауской области традиционно подался в мажилис. 

Нурлан Ногаев — шестой и, пожалуй, самый запоминающийся аким Западно-Казахстанской области. Первое время он избегал общественного внимания и по городу передвигался в кортеже с полицейской свитой. Запомнился Ногаев не столько делами, сколько казусами, которые возникали вокруг его персоны с завидной регулярностью. 

Первый интересный случай связан с журналистами местного издания «Уральская неделя», когда они, устав от того, что аким не выходит к народу и не дает пресс-конференций, сделали картонную фигуру Ногаева и стали ходить с ней по городу, предлагая «задать акиму вопрос». Явление акима народу в таком виде наделало много шума, журналистов даже оштрафовали, формально — за то, что курили в неположенном месте. 

Второй случай произошел на Сорочинской ярмарке, где представители разных этнокультурных объединений предлагали главе региона выпить и закусить. Ногаев с радостью махнул стопку горилки, предложенную украинцами, корреспонденты только и успевали фотографировать. Позже он прокомментировал, что не видит ничего страшного в умеренном употреблении алкоголя по праздникам. 

Фото mgorod.kz

Ногаеву, как и его предшественнику, тоже досталось. Он попал в пик коррупционных скандалов и различного рода задержаний. Во время его правления в ЗКО задержали начальника облспорта Муслима Ундаганова, который имел славу криминального авторитета. Из 12 лет колонии, назначенных ему за создание ОПГ и хищение 170 млн тенге, он отсидел только половину. Также осудили директора маслозавода Мурата Жаркеева за хищения из госбюджета. При Ногаеве же случилась экологическая катастрофа в селе Березовка Бурлинского района.

Нефтяник по образованию, Ногаев после окончания службы в ЗКО без дела не остался, его деятельность продолжала кружиться вокруг нефти, ГСМ и прочих стратегических радостей. Он был акимом нефтяной Атырауской области, после министром энергетики РК, недавно вернулся в исполнительные органы, став акимом Мангистауской области. 

Седьмой аким региона, Алтай Кульгинов, занял кресло в 38-летнем возрасте. Кульгинов стал самым молодым, красивым, спортивным, модным и молодежным акимом. Словом, PR-служба чиновника работала на совесть, да и его опыт двухлетней работы в крупнейшем медиахолдинге страны не прошел даром. 

Кульгинов был везде и всюду: вот он катается на велосипеде, а тут играет в теннис, сегодня пробует лед на новом стадионе с клюшкой, завтра поспевает за марафонцем Жыланбаевым на соревнованиях по бегу. Здесь Алтай Сейдирович селфится со студентами, тут обнимает старушку, и так три года подряд. 

Фото: пресс-служба акимата ЗКО

Пока PR-служба Кульгинова тщательно выстраивала его имидж, служба охраны, судя по всему, халтурила: то чиновник на Audi премиум-класса попался, то на «Формуле-1» в первых рядах его снял папарацци.  

Когда гиперактивного уроженца Туркестанской области отправили в столицу, область с замиранием сердца принялась ждать нового акима и облегченно вздохнула, когда им стал Гали Искалиев. Во многом потому, что родом он из поселка Таловка Жанибекского района ЗКО, ну и плюс, как выше упоминалось, из приличной семьи. 

Гали Нажмеденовичу Искалиеву досталось много работы, начиная с 2019 года. Это и маловодье из-за засыхания реки Урал, и отсутствие воды в областном центре из-за прогнивших труб водоканала. Опять-таки пандемия и ее последствия в виде сниженных налогов в казну области и уменьшения инвестиций со стороны недропользователей. Искалиев работает в режиме латания дыр, и ему однозначно сложнее, чем предшественникам, но именно на него, как на земляка, уральцы возлагают большие надежды.