пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-2oC
×

Совсем не «Человек года», или Неприметные акимы Кызылординской области

С момента обретения независимости руководство региона работало в условиях постоянного поиска выхода из непростых ситуаций, повышения инвестиционной привлекательности скудного во всех отношениях потенциала региона. Плюс дотационность области.

Главная специфика Кызылординской области заключается в простоте хозяйственно-экономической деятельности, которая, однако, зависит от огромного множества внешних факторов — аграрная деятельность, в основном рисоводство, на фоне мелеющей Сырдарьи, а также добыча углеводородов с ежегодным темпом снижения его производства в силу истощения и обводненности месторождений, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Ая Тлеулі.

Коллаж ИА «NewTimes.kz»
Коллаж ИА «NewTimes.kz»

Первым акимом с 1992 по 1995 годы, а точнее, главой администрации Кызылординской области был Сеилбек Шаухаманов. Но фактически Сеилбек Шаухаманович руководил регионом с июля 1989-го, будучи первым секретарем Кзыл-Ординского обкома партии, председателем облсовета народных депутатов, затем председателем Кзыл-Ординского областного совета (1990-1991 годы). 

Фото с сайта kzvesti.kz

Старожилы Приаралья характеризуют Сеилбека Шаухамановича как типичного управленца «горбачевского пошива»: редкостный оратор, большой любитель многочасовых заседаний с чередой докладов о гласности, перестройке, необходимости кардинальных реформ, которые, по сути, оставались без каких-либо результатов.

Период его руководства кызылординцам запомнился прежде всего «невероятными» предложениями пересесть на телеги и перейти на альтернативное топливо — навоз. Данные идеи были выдвинуты в качестве своеобразного ответа на критический дефицит в стране ГСМ на заре независимости.

Тем не менее подобные казусы в период правления регионом не помешали Сеилбеку Шаухамановичу руководить плеядой уважаемых и влиятельных персон области до конца жизни. Последние 13 лет жизни первый аким области руководил областным советом ветеранов. Помимо наград советского периода — орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, был удостоен ордена «Құрмет» и «Парасат», являлся почетным гражданином города Хорезма (Узбекистан), Сырдарьинского района Кызылординской области.

Назначение акимом области Бердыбека Сапарбаева (1995-1999 годы) обозреватели обусловливают тем, что «на тот момент правительство Кажегельдина сосредоточило на местах управленцев со стажем в финансово–экономической сфере, так называемых «рыночников».

Фото с сайта newsroom.kz

Акимство Бердыбека Машбековича пришлось на эпоху третьей волны приватизации, и он приложил весь свой нажитый в центре опыт на реформирование экономики родного края. Его апогеем явилось создание указом главы государства Кызылординской специальной экономической зоны аж до самого 2007 года. Однако ныне о положительных результатах просуществовавшей почти три года СЭЗ не могут вспомнить даже эксперты.

Отличительной особенностью того периода, отмечаемой представителями местных масс-медиа, была активизация связи со СМИ, повышение интереса к пиару. При поддержке Бердибека Машбековича даже учредили номинацию «Человек года» на страницах местной прессы.

Преемником переведенного в соседнюю область через 4 года Сапарбаева стал его первый заместитель Серикбай Нургисаев, который стоял во главе области до 2004 года. Преемственность имела место практически во всех сферах жизнедеятельности региона, в том числе во взаимодействии с масс-медиа. Так, в условиях отсутствия соцсетей в СМИ максимально позиционировался каждый шаг экономических преобразований в регионе. 

Фото с сайта ognialatau.kz

Череда ярко продвинутых в прессе «знаковых событий нургисаевской пятилетки» включала, к примеру, запуск проекта по строительству установки по переработке попутного газа, газопровода «Акшабулак — Кызылорда» и дальнейшему газоснабжению областного центра, пуск первого объекта головного сооружения на протоке Караозек (на 80 млн тенге) комплекса «Айтек», сдача в эксплуатацию автодорожного моста через Сырдарью (длиной 306 метров, стоимостью 1 600 млн тенге), ратификация соглашения с Кувейтским фондом арабского экономического развития о предоставлении займа в размере 13,6 млн долларов США под реализацию проекта питьевого водоснабжения города Аральска, проект с итальянцами о поставке комбайнов Laverda и даже победа кызылординца Алмаса Кишкенбаева на шоу «Superstar KZ».

Однако широкой общественности Серикбай Урикбаевич, в первую очередь, запомнился своим предложением упразднить так называемые «экологические коэффициенты». Согласно закону «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 1992 года, население региона получает надбавку в размере 50 и 30% к заработной плате.

Аким области узрел в экологическом статусе главную причину низкой инвестиционной привлекательности региона и спроса на местную продукцию. Естественно, инициатива вызвала волну недовольств у просвещенной части населения — местной интеллигенции, журналистов, ветеранов и гражданского сектора, что во многом способствовало завершению карьеры Нургисаева.

Пришедший ему на смену Икрам Адырбеков, специалист по сельскому хозяйству, дипломат по профессии не имел опыта работы на местах. Трехлетнее пребывание на посту главы региона (до 2007 года) запомнилось не рывками в экономическом развитии, а простотой в общении, визитами на рынок под видом обычного покупателя без свиты сопровождающих, личным объездом на частной автомашине окраин Кызылорды. Хотя местный истеблишмент объяснял данное поведение в первую очередь чувством своей транзитности.

Фото с сайта 24.kz

Четырнадцатимесячное акимство Мухтара Кул-Мухаммеда (январь 2007 — март 2008) также не запомнилось какими-либо завершенными проектами или прорывами. Но Мухтар Абрарулы четко придерживался риторики о высокой доле области в общем консолидированном бюджете страны (побольше, чем более крупные и производственно мощные регионы республики), что, в свою очередь, позволяет региону рассчитывать на значительные объемы из республиканского бюджета.

Его карьера на региональном уровне завершилось после крушения вертолета Ми-8, борт которого отправили изучать паводковую обстановку в русле реки Сырдарья. На борту находилось 18 человек, пятеро из которых погибли. Тогда Мухтара Абрарулы вернули на идеологическое поприще центра.

Фото: © Sputnik/ Болат Шайхинов

А в кресло главы региона сел бывший первый заместитель акима Кызылординской области Болатбек Куандыков, который ушел из акимата в начале 2004 года под «коррупционным соусом». В должности акима он продержался целых 5 лет (2008 — 2013 годы). Несмотря на то что Куандыков подавал большие надежды, чуда не произошло: высококлассный финансист, экономист из команды Келимбетова, покинул пост акима, повторно «поймав конфликт» с финполом. 

С момента ухода с поста акима региона о Куандыкове заговорили только в прошлом году, когда Болатбек Баянович выдвинул свою кандидатуру на внутрипартийном отборе Primaries Nur Otan на позицию депутата в мажилис от Кызылординской области.

Фото: primeminister.kz

Следующим в область перебросили тяжеловеса с богатым багажом как региональной, так и идеологической деятельности — выходца из региональной элиты Крымбека Кушербаева. Регионом он руководил вплоть до 2019 года. Характерная особенность деятельности Кушербаева заключалась в имитации обязательного сопровождения запускаемых проектов программным базисом и имиджевым продвижением. 

Фото с сайта tengrinews.kz

В качестве примера можно отметить стратегию развития региона или проект строительства нового города на левом берегу Сырдарьи, презентованного с помпезностью. От большинства презентованных программных документов результатов в ожидаемых масштабах кызылординцы не дождались. Хотелось бы обратить внимание именно на масштабы результатов, нет речи о полном их отсутствии. 

В целом в кушербаевский период продолжена газификация сельских территорий, имел место строительный бум как в областном центре, так и частично в районах, кейсовые проекты в сфере образования — гранты российских вузов и другое. 

В то же время имелись и рецидивы его прошлых ошибок: обострение конфликтов в нефтяной сфере, которое, однако, удавалось разрешить на этапе зарождения, майские события 2016-го на площади областного центра, старые грабли «Актау-сити». Особого внимания заслужила плеяда молодых кадров Крымбека Елеуовича, впоследствии исчерпавших кредит его доверия в силу различных коррупционных рисков.

Читайте также: «До талого» за Баталова: О бывшем акиме Алматинской области и его предшественниках

Кроме того, ряд обозревателей отмечает приверженность Кушербаева идее «либо мы все работаем в команде, либо для вас тут нет места», подчиняя себе даже тех, кто находится в другом подчинении». Период акимства характеризовался еще одним проявлением веса Кушербаева: за 6 лет область посетили руководители практически всех министерств.

28 июня 2019 года на должность акима пришел Куанышбек Искаков, пробыл, правда, недолго —  до апреля 2020-го. Самый «краткосрочный» аким области и преемник Кушербаева, увы, приговором суда №2 города Кызылорды в декабре прошлого года лишен свободы на 7 лет за «мошенничество и незаконное присвоение 80 млн тенге, собранных на восстановление Арыси».

Фото с сайта kzvesti.kz

Апрель 2020 года запомнится историческим событием — в Казахстане во главе области впервые встала женщина. Такой чести удостоилась Гульшара Абдыкаликова. Бразды правления она получила в весьма непростой период — продолжающейся второй год пандемии, чрезвычайного положения из-за маловодья, приведшего к засухе и падежу скота в северных районах. Вкупе с другими факторами данная ситуация застолбила за регионом последнюю позицию в списке аутсайдеров.

Из-за слабого организационно–идеологического пула и отсутствию консолидации региональной элиты вокруг фигуры акима Гульшара Наушаевна часто попадает в курьезные ситуации практически с момента своего назначения.

Фото с сайта kapital.kz

В целом за годы независимости Кызылординской областью руководили 9 акимов. Из них шестеро — уроженцы Приаралья. Однако, как видим из изложенного, особенного влияния фактор земельной принадлежности на результативность деятельности акимов не оказывал. 

К примеру, выходцу земли Сыра, казалось бы, достаточно обкатанному на всех этапах госуправления Куандыкову не удалось открыть ожидаемые новые производства, привлечь значительные инвестиции. Несмотря на то что в его период, как отмечали аналитики, достаточно хорошо обстояли дела со стоимостью цен на нефть — 80-100 долларов за баррель, что принципиально для нефтедобывающего региона. В то же время его предшественник из когорты так называемых «варяг» смог увеличить бюджет области до рекордных по тем временам показателей.

Таким образом, часто апеллируемый непосредственно в самой Кызылорде фактор «уроженства» не всегда прямо пропорционален коэффициенту результативности главы региона. Здесь бóльшее влияние имеет уровень поддержки со стороны местной элиты и межведомственная согласованность действий, чтобы рак, лебедь и щука тянули под единым командованием.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 1
Забавно 11
Сочувствую 1
Возмутительно 4