Как остановить абьюзера и не стать его жертвой

Ежегодно тысячи женщин в Казахстане становятся жертвами семейно-бытового насилия. Какие меры предпринимает государство для борьбы с домашним насилием, угрожающим жизни и здоровью женщин? Это выясняла собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко в беседе со старшим инспектором подразделения по защите женщин от насилия департамента полиции Астаны и членом комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при акимате столицы Гульмирой Шрахметовой.

Фото: Karolina Grabowska/ pexels

— Гульмира Тлеугалиевна, сколько женщин, пострадавших от семейно-бытового насилия, обратились к вам за помощью в этом году? 

— В целом за четыре месяца этого года на канал 102 поступило 5386 сообщений. Из них 1879 — в Алматинском районе, 857 — в Байконурском, 1164 — в Есильском, 1486 — в Сарыаркинском. По административным правонарушениям в семейно- бытовых отношениях 1451 гражданин привлечен к административной ответственности. Защитное предписание вынесено в отношении 3193 агрессоров. Суд установил 189 особых требований на поведение правонарушителей. Всего за четыре месяца в сфере семейно-бытовых отношений совершено 27 преступлений.

— Существует ли некий социальный портрет семейного дебошира?

— В основном это люди, которые злоупотребляют алкоголем. Среди них есть и игроманы, и наркоманы. Но, к сожалению, бытовое насилие не делится на какие-то социальные стороны, по религиозным и национальным признакам. Это зло присутствует как в малообеспеченных семьях, так и во вполне благополучных. Домашние тираны со стороны зачастую создают впечатление обычных, неконфликтных людей. Среди них есть и успешные в работе мужчины, которые занимают определенные должности. Но это отнюдь не мешает им, приходя домой, проявлять агрессию по отношению к домочадцам.

— Куда могут обратиться жертвы семейно-бытового насилия за бесплатной помощью?

— В первую очередь в службу «102». Полиция прибудет на место происшествия и примет процессуальное решение по тому или иному случаю. Помимо полицейской службы, в нашей стране действуют телефоны доверия республиканского значения 150, 111. Также можно воспользоваться мобильным приложением SOS, скачав его через Play market или App Store. Оно удобно тем, что пострадавшему не нужно давать свои анкетные данные, а только показать по видео, что с ним происходит, и назвать номер своей квартиры. Оператор центра оперативного управления сам определит локацию жертвы бытового насилия, и помощь незамедлительно прибудет.

Помимо этого, есть телефоны доверия подразделений по защите женщин от насилия департаментов во всех регионах Казахстана. По Астане городские номера телефонов 8 (7172) 71-60-73, Алматинскому районному отделению — 71-67-65, Байконырскому — 21-20-12, Есильскому — 71-65-45, Сарыаркинскому — 71-66-89 работают по будням в рабочее время. Также в круглосуточном режиме работает телефон кризисного центра «Уміт» — 49-78-89.

— Есть ли случаи в вашей практике, когда домашние насильники получали реальный срок заключения?

— И таких случаев немало. Но, к сожалению, тенденция такова, что женщины часто прощают своих абьюзеров, потому что зависят от них финансово, психологически и социально. Немаловажное значение имеет и влияние родственников. Вот недавние случаи. Женщина воспитывает четверых детей и состоит с мужем в законном браке. Муж-агрессор постоянно контролировал и избивал ее. Он всячески ограничивал ее права, оказывая не только физическое насилие, но и психологическое страдание. Но женщина, к сожалению, не может уйти от этого садиста, так как младшему ребенку еще не исполнилось и года.

Или другой пример. Женщина также состоит в законном браке, воспитывает троих детей. Муж занимает хорошую должность, семья прекрасно обеспечена. Но после работы глава семейства проявляет агрессию не только по отношению к своей супруге, но и детей. Хотя он их не избивает, но создает нервную и психологически невыносимую обстановку. Другая пара в абьюзивных отношениях прожила более десяти лет, также воспитывая троих детей. Женщина уже несколько раз попадала в кризисный центр и в итоге развелась со своим супругом-тираном. Но и это не помогло. Бывший супруг и сейчас преследует бывшую жену, постоянно угрожая, избивая ее и к тому же требуя денег. В этом и других подобных случаях защитить женщин от домашнего насилия помогает защитное предписание. Во всяком случае, во время его действия со стороны агрессора не будет никаких правонарушений.

Среди жертв бытового насилия встречаются и мужчины. Но они крайне редко обращаются за помощью. За четыре года ко мне на личный прием приходило всего трое мужчин. Женщины в основном проявляют к ним психологическое насилие. Они необоснованно ревнуют, в день по 30 раз звонят и проверяют, где их супруги и с кем.

— Изменения в уголовный кодекс РК, предусматривающие ответственность за бытовое насилие, вступили в законную силу 19 мая, а в кодекс об административных правонарушениях — с 1 июля. Ужесточилось ли наказание для семейных дебоширов?

— Сейчас пока рано говорить о результатах работы в части административного кодекса, так как закон не вступил в силу. В статьи 106 и 107 добавлены пункты «Человек, который находится в зависимых отношениях». Речь идет о бывших сожителях и супругах. Если говорить об изменениях в уголовный кодекс, то наказание ужесточили. Что касается административного законодательства, эти же санкции уже были. Просто убрали люфты. Если раньше за правонарушение в сфере семейно бытовых отношений предусматривался арест до 5, 10 или 15 суток, то теперь действует конкретный срок. На практике суды при вынесении постановления ранее ограничивались арестом от одного до пяти суток. Теперь за семейный скандал агрессор будет предупрежден либо арестован на пять суток.

В случае повторного совершения — 10 суток ареста. За побои он получит 10 суток ареста, за повторное нарушение — 20. За причинение легкого вреда здоровью — 15 суток ареста, а повторно — 25. За нарушение защитного предписания исключили предупреждение, теперь предусмотрен только арест на 10 суток.

За нарушение установленного судом особого требования к поведению исключен штраф (15 МРП), а срок ареста увеличен и составляет 10 суток, в то время как ранее был семь. Повторное нарушение — арест 20 суток, ранее наказание было до 10. Раньше по примирению стороны женщины забирали свои заявления и до суда дело не доходило. Это приводило к безнаказанности и вседозволенности. Сейчас эти моменты пресекаются.

— Как законодательство защищает жертв бытового насилия за рубежом и стоит ли перенимать опыт развитых стран?

— Мы, безусловно, изучаем зарубежный опыт. Те инструменты, которые приемлемы для казахстанского законодательства, сначала апробируем, пилотируем и, если есть хорошие результаты, внедряем. Так, с прошлого года по методике Кореи у нас действуют кризисные центры для жертв сексуального насилия. Пострадавшая сразу едет в кризисный центр, где ее осматривают судебно-медицинский эксперт, гинеколог, психолог, медработник. Там же с ней беседует следователь, находящийся непосредственно в центре. Раньше для этого надо было ехать в полицейское управление.

С 1 марта в Сарыаркинском районе по канадской методике ODARA стартовал пилотный проект «Партнерство как инструмент профилактики бытового насилия». Основная его задача — консолидация госорганов и правительственного сектора в работе с агрессорами. Дело в том, что на сегодняшний день в Казахстане работа ведется только в одностороннем порядке — только с жертвами насилия. И когда женщины возвращаются домой, их вновь встречают все те же абьюзеры.

В ряде стран защитные предписания действуют около 90 дней. Есть государства, как, например, Германия, где, если имеет место семейно-бытовое насилие, законом сразу предусматривается уголовная ответственность. Агрессору на выбор предлагается либо проходить психокоррекционную работу у специалистов, либо оплачивать большие штрафы, либо он привлекается к уголовной ответственности. Как правило, домашние тираны выбирают первый вариант и уже повторно в поле зрения правоохранительных органов, как правило, не попадают.