Как сервисная модель, предполагающая уход от силовой модели, может улучшить работу полиции Алматы? Особенно когда речь идет о тревожной статистике роста наркопреступности среди подростков и молодежи. Об этом говорили на заседании общественного совета города. В дискуссии за круглым столом с участием представителей госорганов, НПО, общественных активистов и СМИ приняла участие и собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
«Новая модель работы полиции предусматривает переход от силовой модели к сервисной, взаимодействие правоохранительных органов с гражданами для построения безопасного и правового общества. Ключевые проблемы — предупреждение правонарушений в сфере бытового насилия, предотвращение преступлений в среди несовершеннолетних, в отношении них, а также преступлений в сфере наркомании», — отметила председатель по правопорядку при общественном совете Алматы, ветеран внутренних дел Айгуль Шопшекбаева.
По ее словам, сегодня состояние преступности среди несовершеннолетних остается сложным, участились и чрезвычайные происшествия в их отношении. Серьезной проблемой остается употребление подростками психотропных синтетических веществ, которые распространяют закладчики. Детям доступен трамадол — психотропный опиоидный анальгетик в таблетках, который можно было приобрести без рецепта во всех аптеках города.
Увеличилось и число токсикоманов, которые нюхают вещество, предназначенное для мойки двигателя машин. Одним словом, наркомания молодеет. По данным общественного совета Алматы, самому маленькому наркоману — 10 лет. И, к сожалению, сейчас таких детей негде лечить: в наркодиспансере нет подросткового отделения. С 14 лет дети фактически лечатся вместе со взрослыми наркоманами.
Председатель общественного совета Алматы, депутат маслихата города Алтынай Кобеева отметила, что главный смысл сервисной полиции — сосредоточенность на человеке, установление доверительных отношений между полицией и обществом, что способствует повышению качества и доступности услуг полиции и обеспечит безопасность и удовлетворение интересов граждан.
«В связи с этим важна роль общественности, которая может и должна принимать активное участие в процессе планирования, разработки и принятия госуслуг. Гражданам нужно участвовать в диалоге полиции, выявлять проблемы и предлагать пути их решения. Также очень важна обратная связь на предоставляемые полицией услуги. Это поможет органам правопорядка лучше понять потребности и ожидания людей, вносить корректировки в свою работу. Общественность также вправе проводить контроль за деятельностью полиции и эффективностью соблюдения законов, что обеспечит прозрачность работы полиции перед общественностью», — отметила Алтынай Кобеева.
Член общественного совета Алматы, председатель гражданского совета Алматы Каиржан Абдыхалыков внес свои предложения в работу сервисной полиции.
«Сейчас мы говорим о 16-й цели устойчивого развития — обеспечении справедливого подхода к любому гражданину нашей страны со стороны органов правопорядка. Сервисная полиция — грамотная и эффективная коммуникация между представителями охраны правопорядка и, с другой стороны, — населения. В эти процессы могут быть активно вовлечены представители различных НПО — в сфере предотвращения и снижения риска употребления наркотиков, пробации и других направлений социальной службы. Мы предлагаем со стороны гражданского общества проводить общественный мониторинг данных целей устойчивого развития и готовы совместно с департаментом полиции над этим работать. Для этого необходимо создание общественной приемной при департаменте полиции, где с гражданами будут встречаться первые руководители и их заместители», — предложил Каиржан Абдыхалыков.
По его мнению, стоило бы вместе с комитетом по охране правопорядка общественного совета города проводить выборочный мониторинг работы участковых инспекторов, организовывать общественные приемы граждан. В этом готовы помочь и члены общественного совета, и гражданского альянса Алматы.
«Предлагаю управлениям полиции районов не закрываться, а быть открытыми к самой активной части нашего общества — СМИ и блогеров и хотя бы раз в квартал проводить для них брифинги», — резюмировал председатель гражданского совета Алматы.