Дети с ограниченными возможностями в Казахстане по-прежнему остаются изгоями. Как помочь им получить образование и найти свое место в жизни? Эту проблему подняли на встрече в рамках проекта Special Way (Особенный путь), в котором приняла участие собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
За «руглым столом собрались представители управлений образования, занятости и социальной защиты, неправительственных организаций из регионов Казахстана, депутаты партии Amanaт и члены общественного совета Алматы.
По мнению участников встречи, хотя у Казахстана есть программы по инклюзии, выделяются определенные субсидии, ситуация еще далека от идеала.
«Во многих странах процент трудоустройства инвалидов доходит до 50, тогда как у нас это лишь треть людей с ограниченными возможностями, – отметила депутат сената Жанна Асанова. – А ведь каждый человек на земле имеет право жить, развиваться и получать блага, которые дает государство и природа. К людям с инвалидностью нужно относиться прежде всего как к членам нашего общества, у которых нет проблем со здоровьем. Но на деле сегодня общество плохо мотивировано принимать детей-инвалидов и быть к ним толерантным. Наши работодатели искренне не представляют, зачем им брать на работу людей с инвалидностью, и делают это абы как, просто потому, что государство их обязывает».
Кроме того, по словам депутата, круг профессий для людей с инвалидностью в нашей стране достаточно узок и профориентация для таких детей фактически отсутствует. В то же время сейчас в стране активно развивается креативная индустрия. А это хороший шанс для детей-инвалидов заняться музыкой, проявить свои художественные наклонности. К слову, художница из Караганды помогает слабовидящим и незрячим людям рисовать картины.
По данным руководителя отдела опеки и попечительства управления образования Алматы Жанны Тасировой, в мегаполисе функционируют восемь психолого-медико-педагогических комиссий и девять кабинетов коррекции, шесть диагностических групп. На учете в ПМПК, по данным на 1 января этого года, состоит 21 205 детей, из них 2210 – раннего возраста и 11 185 – школьного.
Инклюзивным образованием охвачен 4601 ребенок, в том числе 1757 детей в детских садах. 407 ребят с ограниченными возможностями учатся в колледжах. Здесь они получают профессии швей, парикмахеров, цветоводов, столяров и массажистов. Ежегодно по госзаказу для колледжей выделяется порядка 145 мест для таких детей, на которые существует конкурс. В медколледже, в частности, обучаются незрячие, которые обучаются профессии массажиста. В колледже сервисных технологий ребята осваивают парикмахерское дело, гостиничный бизнес и программное обеспечение. Также их обучают обувному и портняжному делу, мебельному производству, цветоводству. Процент трудоустройства детей с ограниченными возможностями составляет 65% благодаря тому, что колледжи работают с социальными партнерами.
От рождения до пенсии
По мнению участников встречи, сегодня в Казахстане остро стоит вопрос создания единой системы сопровождения ребенка с особенностями развития от рождения до выхода на пенсию.
Председатель интерната №6 Караганды Асель Бекбаева, где проживает 269 детей, призналась, что в колледже нет специалистов-инструкторов по их сопровождению.
«Да, в стране есть гранты для детей с ограниченными возможностями, – делится Асель, – но кто их будет сопровождать, кто будет поддерживать? В прошлом году у меня было трудоустроено восемь человек. В основном это инвалиды по слуху и зрению, колясочники. Но людей с другой инвалидностью трудоустроить достаточно сложно».
Также Бекбаеву беспокоит дефицит педагогов, психологов инклюзивного образования. Желающих заняться этой непростой профессией немного и потому, что они не имеют никаких надбавок к заработной плате.
Инициатива приветствуется
Однако далеко не все участники дискуссии считают, что обучение и трудоустройство детей с инвалидностью в Казахстане столь плачевно.
«Я не вижу преград, которые могут быть у руководителей колледжей по приему таких ребят, – говорит директор Казахстанско-швейцарского колледжа Гуль Жанаева. – Министерством просвещения утвержден классификатор специальностей, который позволяет таких ребятишек с любой формой инвалидности, кроме серьезных ментальных нарушений, принимать на специальности технического профессионального обучения».
В Казахстанско-швейцарском колледже, который расположен в Астане, сегодня обучается 98 детей с различными нарушениями здоровья, в том числе и ментальными. В колледже обучение идет по 10 специальностям. Здесь готовят специалистов рабочей квалификации и среднего звена.
«На специальности «программное обеспечение» и «дизайн интерьера» было создано 15 мест. Эти ребята поступали к нам без экзаменов, было достаточно иметь заключение ПМПК, справку об инвалидности, аттестат об образовании», – рассказала Жанаева.
Сегодня это единственный в Астане колледж, где готовят социальных работников.
По словам директора колледжа, проблема у ребят с ограниченными возможностями возникает с прохождением практики. И здесь на помощь приходят родители, которые находят социальных партнеров, готовых брать таких ребят на практику.
Директор благотворительного фонда «Каритас Казахстан» Гвидо Треццани рассказал, как поддерживают детей и родителей с синдромом Дауна.
«Проект начал работу в Алматы в 2017 году и изначально был направлен на поддержку родителей детей с таким диагнозом. Дело в том, что они в основном находятся дома. Проблемы с их обучением, посещением центров для развития особенно велики в сельской местности и небольших городах Казахстана. Поэтому мы старались в режиме офлайн в Алматы и онлайн в других регионах Казахстана давать родителям полезные советы и знания, как заниматься со своими особенными детьми. В центре дневного пребывания ежедневно находится около 30 детей. Также ребята приходят на индивидуальные занятия. При необходимости мы предоставляем детям и родителям сопровождение в обучении», – информировал он.
К слову, этот проект курируют специалисты из Италии, которые работают не только с детьми с синдромом Дауна, но и занимаются подготовкой тьюторов в разных университетах Северной Италии.
«Во время работы над проектом в Казахстане мы столкнулись с двумя сложностями, — говорит Гвидо, — как это ни странно, с сопротивлением государственных структур, в частности, школ и работодателей. Нам пришлось долго и упорно объяснять руководителям компаний, почему нужно принимать таких ребят на работу. В вашем законодательстве для предпринимателей в этом плане нет каких-то преференций при трудоустройстве людей с ограниченными возможностями».
По мнению Гвидо, нужно менять менталитет наших граждан, которые не хотят обучать своих детей вместе с ребятами с ограниченными возможностями, в частности с синдромом Дауна, считая, что от этого пострадает уровень получаемых знаний.
«Мы подходим индивидуально, от обратного, – продолжает директор благотворительного фонда. – Сначала находим фирмы, компании, которые готовы взять на работу наших ребят, а потом трудоустраиваем их. С 2017 года удачно сотрудничаем с авиакомпанией Air Astana. Наш воспитанник Николай без нареканий работает там с 2018 года. К слову, его исполнительностью и ответственностью очень довольны в компании. Сейчас готовим еще группу ребят для работы там. Несколько небольших компаний также согласились трудоустроить других ребят с синдромом Дауна. В планах создавать небольшие мастерские, чтобы наши воспитанники могли при сопровождении специалистов работать в так называемой защищенной среде. Продолжаем работать и с общеобразовательными школами».
В то же время Гвидо уверен, что не стоит возлагать надежды на государство в решении вопроса образования и трудоустройства детей с ограниченными возможностями.
«Италия – первая страна, где была полностью введена инклюзия: от первого дня жизни ребенка до совершеннолетия и дальше, — пояснил г-н Треццани. – Но все, что есть на сегодняшний день, – заслуга родителей, а не государственных программ. В течение 30-40 лет они старались отстоять права своих детей и свои права. Поэтому нужно запастись терпением и отстаивать свои интересы. Тьюторов мы готовим в течение трех лет, после того как они закончили педагогический университет».
По итогам круглого стола участники разработали рекомендации, которые войдут в Дорожную карту проекта Special Way (Особенный путь) и будут направлены для внесения изменений в нормативно-правовые акты и дополнения в Социальный кодекс РК.