Детская железная дорога в Караганде — одна из немногих, которая уцелела на постсоветском пространстве. Большая их часть была демонтирована и сдана на металлолом. А со стилизацией под детскую сказку о магической школе станция и подвижной состав обрели вторую жизнь. Такой дизайн делает поездку на детской железной дороге не просто развлечением, а настоящим приключением в мире волшебства. Хогвартс-экспресс продолжает встречать гостей всех возрастов из разных уголков мира. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова побывала на платформе 9¾ и узнала историю возрождения узкоколейной железной дороги.
Летающая машина семьи Уизли, хижина Хагрида и дементор из Хогвартса на дереве. Уже на подходе к станции, откуда отправляется самый волшебный поезд в стране, невольно окунаешься в увлекательную историю, которая покорила сердца всех «поттероманов». На платформе 9¾ посетителей встречает сова Гарри Поттера, и это одно из излюбленных мест для фотосессий. Детская железная дорога в стиле романов о юном волшебнике функционирует уже второй летний сезон, но желающих прокатиться меньше не становится.
«В прошлом году за три месяца было продано 32 тыс билетов! И это не считая детей, которые должны посещать бесплатно, то есть дети-сироты, ребята с ограниченными возможностями. Такого спроса, конечно, давно не было. Этим летом наша детская железная дорога также пользуется популярностью. Более того, мы встречаем гостей из разных стран мира. Недавно делегация из Польшы, Болгарии приезжала. Из Германии очень часто семьи приходят. Все удивляются, что у нас в парке есть такой поезд», — делится начальник детской железной дороги Виктор Луценко.
Креативная идея по кардинальному изменению внешнего вида вагонов и станции принадлежит предыдущему руководителю управления парками. А реализовывали ее художники, дизайнеры вместе с теми, кто работает на станции. Мастерили из подручных средств, не экономили только на краске для состава и тепловоза, которая служит и по сей день.
«Этот проект был очень интересным, невероятно творческим и захватывающим. Новые идеи приходили сами в голову. Реализовали его достаточно быстро, активные работы начали весной, в конце мая уже сдали. Огромную помощь оказали сотрудники железной дороги. Вагоны очень старые, несколько раз перекрашенные. Ребята разбирали их буквально по деталям, отбивали молоточком краску, буквально как чеканку. Потом мы прокрашивали. Это очень тяжелая и кропотливая работа, но, я считаю, оно того стоило. Многое, что вы сейчас видите на платформе, сделано из подручных средств. Сова Гарри Поттера, к примеру, собрана из кусочков пластика, летающая машина — из плит OSB. В целом вся команда хотела воплотить интересную идею и приблизить к оригиналу», — вспоминает художник-дизайнер Марина Зворыгина.
К слову сказать, опытные работники станции, заслуженные и почетные работники железной дороги не сразу поняли задумку и сомневались в правильности кардинальных перемен.
«Когда мы увидели состав, конечно, еще не все работы были доделаны, но первая реакция была, что у нас появились пожарные вагоны. Ярко-красного цвета, они вызывали именно такое впечатление. Но постепенно все реализовали, и получилось очень даже интересно, а самое главное, наша детская железная дорога жива», — не скрывает радости Виктор Луценко.
Живой и функционирующей она осталась благодаря группе из шести железнодорожников-пенсионеров во главе с Виктором Луценко. Он называет свою команду «старики-разбойники», которые не один месяц обивали пороги акимата с предложением восстановить узкоколейку. К слову, Карагандинская детская железнодорожная станция — единственная сохранившаяся в Средне-Азиатском регионе. Ее построили еще в 1956 году, но официальное открытие было годом позже. Подобные станции были во всех крупных городах, но в начале 90-х годы их закрывали, некоторые были демонтированы. Такая же участь ждала и Карагандинскую ДЖД.
«Мы с ребятами почти всю жизнь работали на железной дороге, с выходом на пенсию пришли сюда. И, конечно, было жалко, что все разваливалось. Вокзал разрушали, выбивали окна, двери. Локомотивы простаивали и зимой, и летом на улице. Чтобы окончательно вандалы не разрушили, дежурили и охраняли. В 2012 году мы пошли в акимат с твердым намерением сохранить, и, видимо, там поняли, что мы упертые, и поддержали. Общественность также подключилась, и с тех пор мы работаем. На станции обучаем ребят. В течение трех лет они учатся, нескольким выпускникам мы написали рекомендательные письма, и они учатся в железнодорожном колледже в Сортировке», — продолжает начальник ДЖД, машинист Виктор Луценко.
Читайте также: Забытая полувековая история: Что стало с Атбасарской узкоколейной железной дорогой
Желающих пройти обучение более чем достаточно. На второй год обучения ребята самостоятельно могут управлять локомотивом и изучают азы профессии железнодорожника. На станции есть учебные классы, отдельное место — мастерская. Именно там происходит настоящее волшебство. Двигатель тепловоза, который, кстати, от танка, отслужил более 20 лет, и его приходится постоянно ремонтировать. Покупать новый экономически затратно, вот и запускают сердце локомотива, заменяя вручную одни детали другими. Но есть и плюсы, говорит начальник станции: молодежь видит, как все происходит изнутри. И если ребята выберут эту профессию, то будут частично подготовленными.
Сегодня детская железная дорога для горожан — своеобразный местный раритет, а для сотрудников станции — любимый и бережно хранимый антиквариат. Хогвартс-экспресс курсирует с четверга по воскресенье, цена билета неизменна — 200 тенге. Детям нравится оформление в стиле магической школы Хогвартса, взрослые с ностальгией вспоминают молодость. Раскроем небольшой секрет: у карагандинских дизайнеров есть еще новые идеи, чтобы еще больше окунуть посетителей платформы 9¾ в мир магии, и, вполне возможно, скоро появится еще одно атмосферное место для любителей произведения о Гарри Поттере.
Фото автора