суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-5oC
×

С.Тауекел: Пошанов из рук Копполы получает приз, а в Казахстане говорят, что это чернуха

23 января на съезде казахстанских кинематографистов выбрали не одного, а сразу двух со-председателей известного режиссера и деятеля кино Сламбека Тауекела и его молодого, но не менее популярного коллегу Ахата Ибраева. Кинокритик Инна Смаилова встретилась с одним из председателей Сламбеком Тауекелом, чтобы по горячим следам узнать для читателей ИА «NewTimes.kz» - как же союзу придется соединять-объединять распавшуюся на поколения, направления, виды и взгляды - всю эту уникальную сложную мозаику современного казахского кинематографа.

Сламбек Тлеукабылович, все так запущено, что все явно ждут перемен от союза кинематографистов Казахстана, с чего начнете?

- Съезд избрал двух первых руководителей, со-председателей союза. Это произошло случайно, но я знаю, что случайность - есть проявление необходимости, которая имеет заранее какую-то предопределенность - закон философии (многозначительно улыбается).

На следующий день мы с Ахатом Ибраевым встретились и эти дни долго проговаривали, обсуждали все подававшиеся программы, потому что поддержку-то мы нашли, но нужно объединить какие-то все преобразующие пункты и других пожеланий, которые помогли бы союзу встать на путь реформ.

И мы с Ахатом пришли к такому странному выводу, наверное, съезд и избрал нас со-председателями для того, чтобы мы организовали теперь реформаторский съезд, где должны внести новый устав союза кинематографистов, новые направления деятельности. Это должен быть мобильный съезд и, как можно чаще, а не раз в пять лет для того, чтобы избрать первого.

То есть союз должен быть мобильным органом, где все проявляют свою активность, проявляют сотрудничество. И поэтому важно в этом плане вовлекать молодежь, к старшим, понятно - уважение и почет, но молодежь особенно. Для нас все важны (смеется) - и черные, и белые, и цветные, все-все, начиная от «Келинки Сабины» до «Хозяев», от Адамбая до Ержанова. Надо жить дружно.

Направления могут быть разными, но надо делать одно дело - кино. Потому что многие кинофестивали говорят о развитии казахского кинематографа именно по работе Адильхана Ержанова и то, что делает партизанское кино, когда Жасулан Пошанов из рук Френсиса Форд Копполы получает приз, а на родине мы говорим, что это чернуха, это неверно, нужно знать и гордиться фильмами этих ребят.   

Мы намерены в союзе сформировать профессиональные киногильдии по направлениям работы - режиссеры, операторы, звукорежиссеры, актеры и т.д., видам кино - анимационное, документальное, игровое кино, чтобы там внутри сообща начинали рассматривать свои проблемы, чтобы потом не говорили, что союз кинематографистов занимается только рождением и похоронами.

А каким образом союз предполагает выстраивать отношения с властью, с министерством культуры?

- Само государство отделило от себя общественные объединения (хитро улыбается). Закон об общественных объединениях, седьмой его пункт гласит так: «Общественные объединения не имеют права вмешиваться в деятельность государственных организаций также как и государственные в работу общественных».

Но это не означает, что они должны действовать обособленно, они имеют очень важные точки соприкосновения. Это, например, само кинопроизводство, как это союз не может сотрудничать с кинопроизводящими организациями?!

Это неправильно, потому что, кто в союзе, тот и делает фильмы, потому что кинематографисты, потому что они - авторы создаваемых кинопроизведений. В этом смысле Союз должен суметь защищать социальные льготы и юридические права кинематографистов, касающихся производства. Допустим те же права молодых режиссеров.

В кинопроизводстве работаю 45 лет, и я никогда за это время не видел, чтобы союз так отделился, чтобы никогда не вмешивался или не соприкасался в работе с работой Министерства культуры, всегда сотрудничали вместе, всегда существовала незримая тесная связь работы сообща, и какие-то видимые моменты найдут отражение в виде консультаций или пожеланий. Потому что союз - это организация, которая на самом деле должна отражать волю и желание кинематографистов.

Сколько себя помню, всегда больше анализировала творчество молодых режиссеров, подспудно занимаясь проблемами их становления, потому что трудно и тяжело вставать на ноги, нужны какие-то площадки, где бы у них была возможность показать себя. Будут ли какие-то конкретные действия по поводу поддержки начинающих кинематографистов?

- В этом смысле важно реорганизовать работу дома кино -  это место, где должна вариться молодежь, что случилось с ними, что они сделали, где должны организовываться обсуждения, всякие встречи, то есть кипеть должна деятельность кинематографистов любых возрастов с бесплатными просмотрами, показами. А сейчас она представляет собой очень сумбурную, темную площадку, где действуют только ночные какие-то арендаторские мероприятия.

Кроме этого, союз кинематографистов - может выступать гарантом в тех же юридических делах и переговорах, например, со спонсорами, продюсерами и др., вместе с теми же сценариями и проектами молодых идти к тем же акимам для оказания финансовой поддержки.

Но дом кино в Алматы, а в Астане что-то появится от союза кинематографистов?

- Я в своей программе написал - искать пути создания в Астане фестивально-премьерного центра. Я уже писал письма, сейчас мы это повторим, чтобы нам что-нибудь предусмотрели, когда закончится, например, ЭКСПО, а может и в рамках общих приготовлений для кинематографической пропагандисткой деятельности в столице страны.

Думаю, тот громадный объем строительства, который происходит в Астане, позволит государству где-нибудь открыть этот центр, это ведь очень престижно и только украсит культурную жизнь нашей столицы и страны.

Кстати, в Астане в Казахском национальном университете искусств у вас своя мастерская будущих режиссеров-продюсеров, что Вы ждете от своих учеников в будущем?

- Пока проходит воспитательная работа. Семнадцатилетний школьник поступает на режиссерский факультет - ну, какой с него режиссер?! (подсмеивается) Им очень сложно наращивать за эти пять лет свой духовный потенциал.

Я за то, чтобы люди, приходящие на режиссуру, уже имели гуманитарное образование, в чем-то уже определились, и какие-то были у них жизненные цели. Правил нет, но всегда есть исключения, мои ученики все разные. Конечно, верю, что среди них есть хорошие отблески дарования, и из них выкристаллизуется какой-то талантливый человек.

Я им говорю - как врачи принимают клятву Гиппократа, так и мы должны служить людям, наше искусство кино должно служить людям и мы - тоже лекари. Но и свои сомнения, огорчения передаю им постоянно, чтобы они в будущем не ошибались в жизни.

Как в целом относитесь к нашему современному кино, какие у Вас мысли, какие фильмы можете выделить за последние два года?

- Вот это самое, наверное, сложное, в чем я не определился, чему я не дам  нормального ответа. Правильно делает руководство республики, что поддерживает кинематографию, потому что нужно сохранить эту поддержку, чтобы сохранить свое национальное лицо, национальный дух.

Мне бы хотелось, чтобы сегодня нормально развивалось жанровое кино. Чтобы развивались по законам высоких жанров, например, шекспировской драмы, или комедии, возможно, Бернарда Шоу, чтобы мы видели нормальные фильмы. А мы сейчас делаем смешное кино о смешных казахах, но смех как-то подешевел на этих экранах, как и сами герои. Мне кажется, мы должны делать серьезное кино и в этом случае, я согласен с молодыми режиссерами, которые все-таки ищут какие-то пути, чтобы показать в жизни положение людей, живущих на экране настоящей жизнью.

Мне очень нравятся из последних  - «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова, «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова, фундаментальные картины. К сожалению, фильмы на современную тему я не смотрел, мне очень нравится фильм «Хозяева» Адильхана Ержанова, несмотря на негативное отношение на многих просмотрах, я защищал и буду защищать такое кино. Нужно серьезное кино, направленное на развитие национальной культуры.

А в личном творчестве все-таки, что происходит, знаю, совсем недавно сняли документальную ленту «Тұңғыш», расскажите о ней?

Фактически весь материал о становлении летчика-космонавта Тохтара Аубакирова мы вместе с оператором Еркинбеком Птыралиевым собрали. Теперь надо переосмыслить весь этот огромный уникальный материал и превратить его в полнометражное документальное кино. Фильм должен соответствовать величию самого героя. Фильм делается по государственному заказу Министерства культуры, посвящается 25-летию независимости Казахстана, 25-летию полета в космос Тохтара Аубакирова и 70-летию со дня его рождения.

В документальном кино и в частности в этом фильме Вы исходите из своего видения героя или все-таки подстраиваетесь под него?

- Все-таки начинается со своего видения, а потом герой уводит за собой и получается некий симбиоз и твоего, и настоящего, но лучше всего, чтобы герой предстал в полном свете своей личности, и честно сказать, я не ожидал, что будет сложный путь фильма. Во-первых, бюджет маленький.

Во-вторых, при полной уверенности, я не собрал лишнего тиына спонсорских средств, не было лишней возможности выехать на места военной службы нашего героя. И помощи нет, обратился даже в карагандинский акимат, думал, о своем земляке помогут, но кроме слов восхваления, ничего не получил. Я такого равнодушия к такой важной, казалось бы, теме для карагандинской области, честно, не ожидал.

Хорошо, а что в будущем в плане режиссуры намечаете?

- Мои планы дорогие (смеется). Без денег все-таки кино не делается. Но, если серьезно, у меня желание снять фильм о выстраданной для Казахстана теме АЛЖИРа - акмолинского лагеря жен изменников родины. У меня есть готовый сценарий, написанный вместе Лаврентием Соном, это наша история и тема, думаю, близка будет каждому.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: