Силиконовой долины в Казахстане не будет, считает молодой казахстанский программист, пожертвовавший 2 млн долларов на исследования по борьбе с раком, Асхат Мурзабаев. В интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» он рассказал, чего не хватает казахстанской IT-сфере, и почему он решил вернуться на родину.
Расскажите, пожалуйста, в каких зарубежных компаниях Вы работали? Какой опыт Вы переняли?
— Я попал в США после 3 курса и работал на позиции Product manager в Твиттере, когда компания только начала расти, и на тот момент в штате там было порядка 400 человек. И до этой работы у меня не было как такового опыта в больших компаниях. Были местные небольшие проекты, поэтому в США все для меня было в новинку. Как говорят, «на чистую память». Я пытался впитать в себя как можно больше.
Первое, что меня там поразило – это подход к ценности человеческого капитала, и по-другому выстроенные процессы. В целом, вернувшись, я могу сказать, что и в Казахстане, многие крупные компании, инновационные компании, работающие в сфере IT - технологий - все они пытаются использовать похожие модели в разработке и развитии проектов. Поэтому огромных существенных отличий в процессах я не вижу. Да, возможно в качестве кадров мы где-то отстаём, но нехватка профессионалов существует также и в США.
После Твиттера, я попал в проектную работу в один из крупнейших мировых банков – группу Barclays, где с помощью анализа больших данных, мы успешно запускали новые подходы к обслуживанию клиентов и предложению банковских продуктов и услуг.
Чего не хватает казахстанской IT-сфере?
— Нужно понять, что такое вообще IT-рынок. Если мы говорим о продаже оборудования для корпоративных клиентов, то да, этот рынок развит неплохо. Многие компании покупают зарубежное ПО и это уже норма. В плане производства оборудования я думаю, что у нас полный ноль и такова наша реальность.
Если говорить про разработку местных решений, то они есть и их не так много. Основные отличия рынков Казахстана и США: первое – узкий рынок, второе - кадры, которые мы имеем сейчас, просто не сравнить с той же Америкой.
Почему Вы решили пожертвовать заработанные деньги в международную организацию по борьбе с раком?
— Это исследовательский институт Пьера и Марии Кюри во Франции. Это один самых продвинутых с научной точки зрения центров, который работает над изучением рака. Дело в том, что сейчас рак одна из самых опасных для человечества проблем, и я лично не знаю ни одного человека, в чьей семье или среди знакомых в Казахстане, не было бы случая, связанного с этой болезнью. Я просто подумал, что смог бы внести свой вклад в борьбе с этой глобальной проблемой.
Почему Вы решили вернуться работать в Казахстан? Ведь считается, что на Западе перспектив больше чем здесь.
— На Западе действительно больше возможностей и перспектив. Но я захотел вернуться, потому что считал, что смогу принести в Казахстан «added value», то есть, какую-то добавочную стоимость и все-таки имея опыт и знания, можно создать и построить что-то уникальное в своей стране. Сейчас я именно этим и занимаюсь, развивая новый проект – площадку, которая должна объединить казахстанцев с высоким потенциалом развития на рынке труда.
Как создать казахстанскую Силиконовую долину?
— Создать, наверное, точно не получится, потому что это уникальное явление. У нас недостаточно для этого научной и инвестиционной инфраструктуры.