Молодой дизайнер модной одежды из Казахстана Айжан Жузбай, прожив семь лет вдали от родины, решила искать деловых партнеров среди иностранных гостей выставки ЕХРО-2017 в Астане. В ее амбициозных планах – создать конкуренцию всемирно известным брендам fashion-индустрии.
Вы — молодой дизайнер, которого пока не знают в Казахстане. Как Вас встречают в модных кругах Китая и других стран?
— В Китае легко завоевать интерес людей, но также очень легко потерять из-за большой конкуренции. Их захватывает наша культура, духовность, история. Китайские масс-медиа называют меня «модной искрой Казахстана».
Мы не боимся выставлять на суд новые идеи. К примеру, на моих показах модели одевали простые галоши и сапоги «мәсі». Хотя сами казахи скептически относились к этому, иностранцам очень понравилось.
Мы не боимся выставлять на суд новые идеи. К примеру, на моих показах модели одевали простые галоши и сапоги «мәсі». Хотя сами казахи скептически относились к этому, иностранцам очень понравилось.
Резиновые лакированные галоши? Вы шутите?
— Да! Кожаные «мәсі», кстати, ручного пошива. Они удобны и экологичны. Галоши очень практичны сами по себе и вместе с сапожками. Много элементов казахского быта мы можем перенести в моду. Это могут быть также изделия из бараньей шерсти – и тепло, и натурально.
Много элементов казахского быта мы можем перенести в моду
Имея благосклонность зарубежной аудитории, с какой целью Вы приехали в Казахстан?
— Семь лет я живу в Китае, учусь в Пекинском институте моды и технологий. В Казахстане я бываю в основном проездом. В этих условиях никогда не хватало времени на организацию деловых встреч. А сейчас, в период проведения Всемирной выставки EXPO в Астане, я приехала налаживать новые связи не только в бизнес-среде, но и в госструктурах других стран, чтобы найти общие интересы для реализации моих планов.
Признаюсь честно, когда-то я недооценила Казахстан, поскольку лет десять назад наша страна не принимала участия в таком количестве мероприятий мирового масштаба, как EXPO, Универсиада, международные саммиты. Казахстан становится центром мирового внимания даже в мире моды и творчества. Недавние модные тенденции постепенно теряют свою актуальность. Я говорю о греческих, египетских, японских мотивах и элементах, использованных дизайнерами в коллекциях.
Признаюсь честно, когда-то я недооценила Казахстан, поскольку лет десять назад наша страна не принимала участия в таком количестве мероприятий мирового масштаба, как EXPO, Универсиада, международные саммиты.
Миру нужны новые идеи, и Казахстан, располагаясь на стыке Востока и Азии, стал представлять интерес не только как развивающаяся экономика, но и самобытная культура с необычным тенгрианским прошлым. Но надо, конечно, учитывать, что распространение культуры идет рука об руку с развитостью туристической отрасли.
Какие идеи Вы готовы реализовывать в Казахстане, чтобы экспортировать их в дальнейшем?
— Я вижу Астану неким хабом, где соединяются интересы правительственных структур, бизнеса и зарубежных инвесторов. Здесь можно презентовать свое видение глобально.
Мне хочется, чтобы не только мой бренд привлек внимание мировой общественности, но и казахстанская fashion-индустрия, текстильная промышленность могли заявить о себе.
Кроме того, хотелось бы своей работой пропагандировать нашу традиционную культуру, которую в Казахстане стали забывать. Очень интересно, что казахи, предки которых когда-то давно покинули Казахстан, стараются сохранить традиции и культуру, они остались приверженцами традиционной самобытности. Этнические мотивы и надо использовать при продвижении нашей продукции на зарубежных площадках.
Кроме того, хотелось бы своей работой пропагандировать нашу традиционную культуру, которую в Казахстане стали забывать.
Какое ноу-хау Вы предложите рынку?
— Ранее я не замечала, что многие мои знакомые, которые живут здесь, имеют большой опыт в производстве тканей, не воспринимала их всерьез. Оценив эти проекты, я могу сказать, что такое качество будет востребовано в европейских странах.
Одна из основных моих бизнес-идей - создание ноу-хау в текстильной промышленности, не имеющего аналогов в мире. Моя идея в том, чтобы начать текстильное производство на родине и дальше предложить всему миру качественную и эксклюзивную новинку. Я планирую запатентовать свою разработку, наладив массовое производство в Казахстане.
Мы хотим создать суперпрактичную ткань, непромокаемую, устойчивую к загрязнениям, с приятной текстурой и актуальным цветом, чтобы использовать ее, к примеру, для пошива униформы работников авиации, чтобы в ней не было ни холодно, ни жарко. Уникальная ткань. Или, к примеру, чехлы для автомобильных сидений, коляски с устойчивой от грязи обшивкой, чтобы было натурально, безвредно, практично и, конечно, красиво. В мои планы входит разработка одежды для производственных работников Казахстана.
К сегодняшнему дню я нашла партнеров по всему миру, посещая тематические выставки, проводимые в более чем 10 странах мира. Это люди из Китая, Индии, Италии, Франции. Таким же образом я надеюсь найти единомышленников среди гостей ЕХРО в Астане.
Я вижу, что экономические условия и условия ведения бизнеса в Казахстане за последнее время изменились в лучшую сторону, и налаживать массовый пошив одежды здесь мне будет более выгодно, при сохранении необходимого уровня качества. Налоговая система, родной язык - это все облегчает путь начинающего производственника.
Я вижу, что экономические условия и условия ведения бизнеса в Казахстане за последнее время изменились в лучшую сторону
А где Вы найдете кадры, которые владеют и современными технологиями, и древними ремеслами?
— Вы можете себе представить, что ваша сумочка, к примеру, от французского бренда сделана руками казаха? Нет? А я знаю, что это именно так: наши этнические казахи трудятся в домах моды Channel, Hermes, Louis Vitton. И в Казахстане есть кадры, которые не могут себя реализовать, поэтому уезжают работать за рубеж.
И в Казахстане есть кадры, которые не могут себя реализовать, поэтому уезжают работать за рубеж
Вместе с тем большое количество казахов из Китая, Монголии, Турции переехали на родину, как раз они и сохранили знания по рукоделию и ювелирному мастерству. Когда наш проект запустится, мне нужны будут эти умелые руки. Мы сможем обучить свой персонал и через 5-10 лет вывести их мастерство на высокий уровень.
Я вижу, что народ в Казахстане «голодный», мы еще не реализовались, мы наполнены энергией, мы горим свежими идеями – гениальными, которые кажутся на первый взгляд простыми. Рожденные на стыке разных политических систем, культур, помнящие свои корни, мы генерируем идеи, которые не приходили в голову ни итальянцам, ни французам.