Мы уже беседовали с 3 молодыми врачами, чтобы узнать их мнение о вопросах насущных. Сегодня в нашем цикле о юных медиках новая героиня — интерн-педиатр Дана Шакипова. Мысли студентки и молодого врача о жизни, нелегкой судьбе казахстанских медиков и критике родственников — в материале ИА «NewTimes.kz».
Дане Шакиповой — 24, и она успела поучиться в медуниверситете Караганды, а вот 5 год обучения решила начать уже в астанинском медвузе. Сейчас она — студентка МУА, и даже уже работает по профессии.
«Так как я уже интерн, можно сказать, что и работаю. На данный момент я сижу на приеме с участковым врачом в «Медикер-педиатрия». Я задаю себе вопрос о моем выборе профессии, но я так и не смогла найти ответа. Так сложилось, что с самых ранних лет я видела себя врачом, даже и не представляла себя в другой профессии. Может, на меня повлияло большое количество медиков среди родственников. Мне всегда была интересна работа нашего организма, поэтому я закидывала их вопросами «почему?» и «как?». Почему педиатрия? Люблю детей, кайфую от общения с ними. Дети не умеют врать, быстро реагируют на лечение. Да и вообще, от мысли, что я дарю детям здоровье, появляется чувство удовлетворенности и безграничной радости в жизни», — делится сокровенным Дана.
Но в процессе учебы было не все так гладко: девушка переживала и морально тяжелые моменты.
«Первые 3 года обучения — это был настоящий ад. Еще зеленый, только после школы, ты окунаешься в беспредельное количество информации. Занятия с 8 утра до 7 часов вечера, субботние отработки. Продолжительность одной пары — 3 часа. В общем, это были очень трудные времена, особенно для моего здоровья. А морально…Самый тяжелый случай, наверное, случился со мной на цикле акушерства, когда я училась в Караганде. Мы очень молоды — весело обсуждаем предстоящий вечер пятницы, как вдруг услышали душераздирающий плач. Никогда не забуду глаза той женщины, когда ей сообщили, что у нее замершая беременность, что ее ребенок погиб», — вспоминает Дана.
При этом, говорит девушка, выздоровление ребенка — это непередаваемое ощущение. И Дана уже не сомневается в правильности своего выбора.
«Большое количество моих родственников — медики: дяди, тети, братья, сестры. Мягко говоря, они были не рады. Хотя они не были удивлены, но пытались меня отговорить до последнего. На первых курсах минутные порывы злости, спровоцированные большими нагрузками, недосыпами и усталостью, были нередкими инцидентами. Но они были минутными. Сейчас я уверена в своем выборе на 100%, но когда пациенты безалаберно относятся к своему здоровью, не выполняют прописанных рекомендаций и в итоге обвиняют врачей — это разбивает мое сердце. В такие моменты я думаю о том, что есть и благодарные пациенты, которые ценят твой труд, и отгоняю эти мысли подальше. К тому же мне посчастливилось, и на моем пути встречались замечательные врачи, которые с большим удовольствием делились опытом и знаниями», — говорит Дана.
Молодая доктор мечтает «помочь как можно большему количеству детей, непрерывно расти и никогда не потерять этого азарта». Но, как и уже взрослых состоявшихся врачей, ее весьма беспокоит статус казахстанских медиков.
«Заработные платы в прямом смысле слова смешные. Они не соответствуют нагрузке, потраченным силам, здоровью врача. Многие мои друзья всерьез думают уйти из медицины, так как, работая на 2 работах (в больнице и беря дежурства), они еле сводят концы с концами. Это учитывая то, что они сутками пропадают на работе. Врачи абсолютно юридически незащищены. Почему-то так заведено, вылечил человека – это твоя прямая обязанность, что-то пошло не так — ты преступник. Люди не понимают, что мы не боги. Нельзя наплевательски относиться к своему здоровью, и потом, когда твой организм уже не справляется, врываться к врачу и требовать от него чуда. А сколько жизней спасают ежедневно, ежеминутно. Организм каждого человека уникальный. Да, мы читаем кучу литературы, стараемся изо всех сил для своих пациентов, но мы никогда не можем быть уверены, как отреагирует организм. Повторюсь, мы не боги. Мы тоже люди. В отделение неврологии как-то поступил ребенок с диагнозом ДЦП. Тяжелый был ребенок. Когда мы беседовали с мамой, она была уверена, что это вина врачей. Но при подробном расспросе оказалось, что эта женщина во время беременности не встала на учет, не наблюдалась у врача, по ее словам, ее ничего не беспокоило. В ее анамнезе куча половых инфекций, которые она не лечила. А кто в итоге виноват? Врач», — сетует девушка.
Молодого врача расстраивает, что люди стали воспринимать ее коллег как обслуживающий персонал.
«Я очень боюсь разочароваться. Перегореть. Авторитет врачей упал. Люди воспринимают нас как работников сервиса, предоставляющих им услуги. Меня всегда убивает, когда я читаю комментарии людей в социальных сетях. Люди, не имеющие медицинского образования, бурно обсуждают действия врача, поправляют его и вносят свои поправки. Пишут гадости о врачах, недавно даже прочитала «убивать их надо». И смешно, и страшно. Куда мы катимся? У нас так принято, если на врача пожаловались, неважно, виноват он или нет, он все равно будет наказан. Мы абсолютно незащищены и уязвимы. У нас любят публичные разбирательства, наказания. И это все крутится безостановочно в СМИ. Почему не говорят о достижениях, заслугах наших врачей? О чудесных выздоровлениях? Почему этого нигде нет?» — задается сложными вопросами Дана.
Но надежда на светлое будущее ее все же не покидает.
«Надеюсь, наша медицина будет развиваться семимильными шагами. И не только в городах, но и в районах. Если бы мне предложили уехать на ПМЖ в другую страну, я поехала бы для повышения квалификации, обмена знаниями, но переехать жить — думаю, нет. Вообще, будь я министром здравоохранения в Казахстане, я бы повысила заработную плату врачам, бросила бы все силы для развития медицины именно в сельских местностях и обеспечила бы юридическую защиту медиков», — подытожила Дана.
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.