Карантин не единственная причина улучшения воздуха в Алматы, считает эколог

Председатель правления Ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова рассказала ИА «NewTimes.kz», повлиял ли коронавирус на улучшение экологической обстановки в Алматы. 

Карантин не единственная причина улучшения воздуха в Алматы, считает эколог
Фото ©Дмитрий Доценко

Вместе с тревожными новостями о стремительном распространении коронавируса по миру и в Казахстане, появились и радостные: пандемия положительно влияет на состояние окружающей среды.

Алматинцы делятся в соцсетях фото и видео гор, которые вроде как больше не покрыты смогом. По их мнению, в городе стало чище из-за снижения количества машин.

Фото: Дмитрий Малюгин/Facebook

Председатель правления Ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова считает, что на улучшение экологической обстановки в Алматы повлияли не только введение карантина и снижение количества автотранспорта в городе. Стоит учесть, что в марте из-за потепления на ТЭЦ и в частных домах сокращается расход топлива. Соответственно, эти источники выделяют меньше загрязняющих веществ.

«Делать вывод, что воздух улучшился только из-за автомобиля, необоснованно и некорректно. Нужно учитывать, что температура повышается, на улице теплеет, соответственно, ТЭЦ сжигает меньше угля, как и частные дома. Все это комплексно сказывается на качестве воздуха и окружающей среде. Не исключаю, что от автомобилей тоже есть выбросы. На выбросы, которые выделяются от автотранспорта, влияет несколько факторов: скорость и режим езды, наличие блока очистки выхлопных газов. От старого и изношенного транспорта, на котором отсутствует блок очистки, больше выхлопов», — рассказала эколог.

С ее слов, посчитать выбросы от автотранспорта невозможно, так как для этого необходимо знать расход топлива, режим и скорость вождения каждого автомобиля в течение года и наличие блока очистки выхлопных газов на каждом автомобиле. Это при том, что в Алматы ездят более 500 тыс машин, не считая транзитных авто.

Фото Никиты Красулина

«Если логически посмотреть на эту ситуацию, то, если до этого в городе было около миллиона авто, из них большинство перестало ездить из-за карантина, соответственно, количество выбросов, как и количество авто сократилось вдвое. Это, конечно, влияет на качество воздуха, но это не единственное составляющее. Нужно также смотреть направление ветра за последнее время, так как это тоже влияет. Такие случаи были, к примеру, в Атырау, где жители периодически жалуются на ужасный запах. Значит, в те дни направление ветра было такое, что от НПЗ или «Тухлой балки» дуло в сторону города, а не из-за того, что только в те дни в городе выделялись загрязняющие вещества с неприятным запахом. Может, в Алматы, когда делали снимки чистого неба над городом, направление ветра было не от ТЭЦ в сторону горы. Тут много факторов, которые влияют на качество воздуха. Нужно смотреть комплексно», — заключила Маликова.

Эколог считает, что для улучшения экологической обстановки в южной столице ТЭЦ нужно перевести на газ.

Сейчас «Казгидромет» выясняет, что именно загрязняет воздух в Алматы – ТЭЦ или автомобили. По поручению министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева во время карантина и месяц после его окончания специалисты будут замерять концентрацию загрязняющих веществ в воздухе.

Улучшение экологии отмечают не только алматинцы. Жители Венеции делятся фотографиями в соцсетях опустевших каналов, вода в которой стала прозрачной, и в ней увеличилось мелкой рыбы. Говорили, что туда вернулись лебеди и даже дельфины, но это неправда. Красивые снимки животных сделаны в других местах - на острове Бурано и городе-порте Кальяри на Сардинии, где их появление нередкое явление.

Вспышка вируса улучшила экологию в Китае, который является крупнейшим источником загрязнения на планете. На его долю приходится 27% выбросов углекислого газа(CO2) в мире. Во время массового карантина в стране заметно снизились выбросы в атмосферу. По данным Центра исследований энергии и чистого воздуха (CREA), с 3 февраля по 1 марта выбросы CO2 сократились как минимум на 25%.

Спутниковые снимки, опубликованные Американским космическим агентством (NASA),показывают резкое сокращение выбросов диоксида азота, которые выпускаются в крупных городах Китая автомобилями, электростанциями и промышленными объектами в период с января по февраль. Видимое облако ядовитого газа, нависшее над промышленными электростанциями, почти исчезло, пишет CNN

Эксперты считают, что, когда пандемия закончится, экосистема вернется в прежнюю колею. В интервью CNN сотрудник международной экологической организации Greenpeace Li Shuo предположил, что после пандемии Китай сосредоточится исключительно на возобновлении своей экономики, которая уже пострадала после торговой войны между США и КНР.

«Может быть раунд экономических стимулов, который привел бы к дешевым кредитам тяжелым отраслям промышленности в Китае, и в результате этого мы можем увидеть увеличение загрязняющих веществ, а также выбросов углерода во второй половине этого года», — сказал эксперт.

Из-за вспышки Covid-19 между государствами закрылись границы, прекратилось  транспортное сообщение, предприятия временно ушли в отпуск, а люди закрылись дома. После снятия карантина не только Китай, но и другие страны мира попытаются компенсировать потери за месяцы простоя, что негативно скажется на окружающей среде.

Loading...

28 марта, суббота