вторник, 23 апреля 2024 г.
icon
445.66
icon
474.58
icon
4.78
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
15oC
1xadv
×

Мирным собраниям – демократическое правовое регулирование

Одним из наиболее важных конституционных прав граждан, закрепленных в статье 32 Конституции Республики Казахстан, является право мирные собрания, митинги,демонстрации,шествия и пикеты. До настоящего времени реализацию права на мирные митинги регулирует Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов,шествий, пикетов, демонстраций в Республике Казахстан».

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Закон был принят уже более 15 лет назад и процесс демократизации казахстанского общества и политической системы однозначно требует принятия нового законодательного акта в соответствии с теми новыми тенденциями и трендами современности.

Такой посыл был услышан и ныне действующий президент РК К.К. Токаев ,говоря о концепции «слышащего государства», акцентировал внимание о полноправном диалоге общества и власти, который и должен быть воплощен в новом законопроекте о мирных митингах.

Законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» активно обсуждался на разных дискуссионных площадках , в работе рабочей группы принимали участие представители неправительственных общественных организаций , представители научного сообщества, представители разных регионов Казахстана.

В законопроекте отражены самые главные импульсы: государство должно оперативно, конструктивно и эффективно реагировать на запросы своих граждан, на их чаяния и поставленные вопросы.

Введенным новшеством в законопроект стал новый принцип презумпции в пользу проведения мирных собраний,  что свидетельствует о демократическом и прогрессивном характере тех новаций, которые заложены в нем.

Это фундамент основ для взаимоотношений суъектов , участвующих в организации и  проведении мирных митингов, когда сторона государства берет на себя ответственность за безопасность участников мирного собрания и проводит все процедуры для этого.

Следующей новацией стал уведомительный характер мирных собраний вместо разрешительного, который был предусмотрен в действующем законе. Настоящим законопроектом отменяется предварительное разрешение государства для проведения мирного собрания, митинга.

Теперь достаточно организатору мирного собрания просто уведомить местный исполнительный орган  о проведении соответствующего мирного мероприятия.  

Под уведомлением понимается предварительное оповещение о намерении провести в определенном месте и в определенное время мирное собрание в форме пикетирования, собрания либо митинга.

При этом на местный исполнительный орган налагается ответственность по проведению соответствующих действий согласно принципу презумпции в пользу проведения выборов, что является демократическим шагом в развитии гражданского общества, элементом дальнейшей взаимной ответственности .

Проект закона дополнен еще одним значимым принципом ответственности сторон сторон, что возлагает ответственность не только на организаторов и участников мирных митингов, сколько на государство в лице его органов, на которых и возлагается ответственность по обеспечению общественного порядка , соблюдению прав и свобод человека и гражданина в ходе мирного митинга.

Что касается организаторов и участников собраний, то следует вспомнить слова Гегеля, который свободу понимал как осознанную необходимость, когда твои права ограничиваются правами и свободами других людей.

Уведомления подаются не позднее, чем за 5 дней до дня  проведения мирного митинга, собрания. На местный исполнительный орган законопроект возлагает ответственность в течении трех дней со дня получения уведомления дать соответствующий ответ. Если в течении этого срока местный исполнительный орган не реагирует, то в этом случае согласно презумпции проведения мирных митингов, организатор проводит мирное собрание, митинг.

Организаторы мирных собраний имеют право беспрепятственной агитации к участию в организуемых ими митингах и иных мероприятиях. Все эти положения законопроекта полностью соответствуют нормам и стандартам международного права, в частности, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, которая констатирует о праве каждого на беспрепятственную свободу выражения своего мнения.

Законопроект направлен на четкую регранспламентацию отношений субъектов мирных собраний, митингов и т.д., что в итоге вносит конкретность и ясность в при регулировании возникающих коллизий и споров. Законодатель, поддерживая и идя навстречу в процессе либерализации , сроки подачи уведомления сократил до 5 дней, а сроки рассмотрения до 3 дней, что, безусловно, способствует быстрому реагированию со стороны властей в духе слышашего государства.

Следует отметить, что в одной из наиболее демократических стран мира - США -  предусматривается жесткая регламентация с безусловной ответственностью организатора подобных мероприятий: сама заявка на разрешение митинга либо марша является платной , стоимость которой достигает 35 долларов; организатор обязан получить согласование с пожарными, медицинскими , транспортными службами. Кроме этого предусмотрено страхование ответственности, достигающая до одного миллиона долларов.

И наконец, следует отметить, что пикетировать гражданин, избравший подобную форму выражения своего мнения, может практически в любом месте: перед центральными органами власти- министерствами, парламентом, правительством,маслихатами, акиматами  и т.д.

В законопроекте четко и однозначно указаны места, где не допускается проведение пикетов - это связано с безопасностью самих граждан и безопасностью соответствующей инфраструктуры, обеспечивающую жизнедеятельность населения.

Во всех остальных местах, если это связано с возможностью доведения до конкретного государственного органа или должностного лица собственного мнения пикетируемого,- нет абсолютно никаких препятствий, чтобы быть услышанным и тем более увиденным.

Ограничения пикетирования в указанные два часа относятся ко всем иным местам, кроме специализированных, где время для пикетчиков не ограничивается вовсе.  Поэтому в этих случаях определение специализированных мест является благом.

Во-первых, пикетчик будет точно знать, что никто  не посмеет ему помешать либо создавать препятствия для выражения собственной позиции, поскольку он будет пикетировать в специально предназначенном для данных целей месте.

Во- вторых, его голос будет однозначно услышан, поскольку, думается, что это будет излюбленным местом нахождения журналистов, поскольку журналисты будут знать где и в каих местах им следует ждать лиц, которые захотят выразить свое мнение.

В- третьих, и для представителей власти будет понятно, что для того, чтобы высказаться по тем или иным вопросам представители народных чаяний могут прийти именно в определенные места, где никто не сможет им помешать, поскольку именно специализированные места будут охраняться полицией, дабы создать все условия для участников мирных митингов и собраний.

Таким образом будет создаваться определенная культура слышашего государства, понятны правила, где есть установленные для обеих сторон правила игры. Такие площадки и надо создавать, чтобы это уже было тканью политической культуры народа, как например, Гайд парк в Лондоне.

При разработке законопроекта были учтены международный опыт и нормы международного права, что свидетельствует об его соответствии международным стандартам и принципам. В целом нужно отметить, что данный законопроект находится в русле современных веяний, направленных на дальнейшую демократизацию, на взаимную ответственность государства и гражданского общества, на дальнейшее становление принципов верховенства права .

Амандыкова С.К.

 д.ю.н., профессор, проректор Международного университета Астана,

декан Высшей школы права

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 0