ЛГБТ-активист, сооснователь портала kok.team и открытый гей Амир Шайкежанов написал письмо на имя премьер-министра РК Аскара Мамина. Поводом стало недавнее кадровое назначение: советником главы правительства стал Ербол Едилов, который в августе прошлого года жестко высказался о сексуальных меньшинствах, даже предложив кастрировать их, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Редакция NT публикует текст письма полностью и без изменений.
«Господин премьер-министр, 19 мая 2020 года стало известно о назначении вами Ербола Ондагановича Едилова вашим внештатным советником. В связи с этим, как гражданин Республики Казахстан, я обращаюсь к вам с просьбой изучить и принять меры в отношении следующих обстоятельств.
На портале «365info.kz» 26 августа 2019 была опубликована статья «Нужно ли запрещать гей-парады в Казахстане?», в которой были приведены следующие слова господина Едилова:
«Была бы моя воля, я бы пресекал такие начинания «на корню». Привлекал бы таких людей к ответственности. Скажу грубее, кастрировал бы таких людей. Я сам человек верующий, поэтому такую «нечисть» нужно уничтожать. Их надо изолировать от общества. Каждого человека природа создала для выполнения определенных функций. Мужчина должен быть мужчиной, а женщина — женщиной.
Такие инициативы нужно пресекать в жесткой форме. К примеру, как в Чечне. Я абсолютно согласен с Рамзаном Кадыровым. Словом, пятнадцать суток ареста или изгонять за пределы страны».
Более того, указанное лицо опубликовало данные цитаты на своем телеграм-канале с целью дальше распространить разжигающие рознь слова.
Указанные слова нарушают и/или призывают к нарушению целого ряда статей Конституции РК, Международного пакта о гражданских и политических правах и Всеобщей декларации о правах человека, ратифицированных Республикой Казахстана, а именно
Конституция РК
Статья 1
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Статья 4
1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.
2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики.
Статья 10
1. Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
2. Гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.
Статья 12
1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.
2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности.
Статья 14
1. Все равны перед законом и судом.
2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Статья 17
Достоинство человека неприкосновенно.
Статья 20
Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
Статья 32
Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.
Статья 39
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Всеобщая декларация прав человека
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Международного пакта о гражданских и политических правах
Статья 2
1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
3. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется:
a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
Статья 21
Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 26
Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Вышеуказанная цитата подстрекают к возбуждению социальной розни и идеи о неполноценности граждан по признаку их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, призывают к нарушению основополагающих конституционных прав, соответствуют требованиям действующего законодательства, оскорбляют честь и достоинство целой группы граждан и гражданок РК. Заявления совершены публично и с использованием средств массовой информации, а также сетей телекоммуникаций.
При этом в пользу защиты прав ЛГБТ в Казахстане в рамках статьи 14 Конституции РК говорит выступление заведующего секретариатом Комиссии по правам человека при президенте РК Тастемира Даутовича Абишева 7 ноября 2019 года на отчете казахстанских властей в рамках Универсального периодического обзора ООН в Женеве:
«В Казахстане дискриминация по признаку пола и сексуальной ориентации законодательно запрещена. В п. 2 ст. 14 Конституции Казахстана закреплена соответствующая гарантия «или по иным обстоятельствам», включая сексуальную ориентацию. К примеру, 18 мая 2015 года Конституционный совет РК признал несоответствующим Конституции проекта закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Причиной признания закона неконституционным стали недостаточно четкие формулировки, которые могли привести к дискриминации по признаку пола и сексуальной ориентации. Казахстан проводит общественные мероприятия с целью развития в обществе толерантности к представителям сексуальных меньшинств».
Я прошу вас принять меры для защиты равноправия граждан РК, входящих в группу ЛГБТ, как это отметил господин Абишев в своем выступлении, как это указано в Конституции РК, гарантом которой является президент РК, и как это указано в международных соглашениях, ратифицированных Республикой Казахстан.
Прошу вас дать оценку заявлением господина Едилова, а также пояснить, может ли человек,
— подстрекающий к нарушению ряда законов РК и международных соглашений, ратифицированных РК,
— поддерживающий идею неравенства и дискриминации в отношении группы граждан РК,
— сеющий социальную рознь и допускающий идею насилия и уничтожения группы граждан и гражданок РК
быть внештатным советником Премьер-министра РК?
С уважением, гражданин РК Шайкежанов А. А.».