Жительница Караганды Айнаш Керней на своей странице в facebook размышляет о сегодняшней ситуации в стране. Очередной пост она посвятила ментальности своего народа и перечислила список «казахского уята», передает ИА «NewTimes.kz».
Карагандинка раскрыла настоящий смысл «казахского уята», который далек от привычного понимания этого словосочетания. Она считает, что именно «казахский уят» в новом значении стал причиной заболевания казахстанцев COVID19.
«Да, мы стали свидетелями ужасающего результата, да только это результат не культуры нашего гостеприимства, а тотальной коррупции, непрофессионализма и безответственности чиновников. В результате мы теперь стали свидетелями страшной казахстанской трагедии. Тысячи погибших от вируса. И имя этому вирусу коррупция, аморальность, беззаконие. И именно это не просто тройной ҰЯТ, а убивающее страну оружие», — возмущается Айнаш.
Список «казахского уята» от Айнаш Керней
Қазақский ұят – это не қазақское гостеприимство, тұсаукесер, сүндет той, құдалық, сырға салу, ұзату, құда күту, той (от проведения и посещения которых, несомненно, следует отказаться в период эпидемии).
Қазақский ұят – это воровство средств, выделенных на борьбу с коронавирусом.
Қазақский ұят – это врачи, брошенные на борьбу с эпидемией без защитных средств (и без должного питания), когда чиновники не смогли не только организовать производство СИЗов, но и просто распределить то, что поступило в страну в виде гуманитарной помощи.
Қазақский ұят – это бездействие властей в течение двух месяцев, пока народ, большей частью лишенный заработка, сидел на карантине. Властям не хватило двух месяцев, чтобы подготовить больницы, сделать срочный выпуск медсестер выпускных курсов медколледжей, закупить оборудование и медикаменты, развернуть дополнительные госпитали.
Қазақский ұят – это ложь из уст чиновников, ответственных за подготовку к эпидемии, о том, что страна готова к борьбе с ней.
Қазақский ұят – это полицейские, которые создание кордонов использовали для заработка.
Қазақский ұят – это госслужащие, которые продолжали, несмотря на запреты, посещать сауны и пр., потому что они привыкли быть выше закона.
Қазақский ұят – это чиновники, которые заставили людей оформлять документы, выстаивая многочасовые очереди ради получения пресловутых 42 500 тенге.
Қазақский ұят – это спекулятивные цены на лекарства в период пандемии.
Қазақский ұят – это когда люди вынуждены были проходить ПЦР на собственные (иногда последние) деньги в то время, когда государство выделило средства на борьбу с эпидемией.
Қазақский ұят – это когда население было оставлено наедине с болезнью, потому что к ним не приезжала «скорая», им не отвечали поликлиники, отказывали в госпитализации.
Қазақский ұят – это когда люди вынуждены были посредством соцсетей искать и делиться друг с другом лекарствами.
Қазақский ұят – это когда люди в богатой стране собирали деньги на покупку ИВЛ и кислородных баллонов.
Қазақский ұят – это когда нефтяная столица оказалась без нормальных больниц, необходимых медикаментов, а потом и без медиков.
Қазақский ұят – это ложь статистики, звучащая из уст чиновников.
Қазақский ұят – это пропавшие на три недели из радаров чиновники всех уровней, что произошло в самый острый период скачка заражений.
Қазақский ұят – это салют в период пика смертей.
Қазақский ұят – это нищая зарплата медиков при неоправданно высоких окладах чиновников ФОМС.
Қазақский ұят – это бездарное, безответственное правительство в столь сложный период, который переживает страна.
Қазақский ұят – это депутаты, которых не видно и не слышно.
Қазақский ұят – это попытки переложить вину конкретных чиновников на народ, который стал жертвой их алчности и непрофессионализма.
Қазақский ұят – это антикоррупционное агентство, прокуратура и КНБ, которые допустили коррупцию, монополию, спекуляцию, искусственно созданный дефицит, удар по национальной безопасности.
«Надо срочно и навсегда убрать весь перечисленный ұят, который уже не только обездоливает, позорит нас, но и убивает», — пишет жительница Караганды.
«Надо понимать, что вирус на руку коррупционерам всех мастей, потому что они продолжают свои черные дела. Но вирус может оказаться и на руку правоохранительным органам, если они захотят, наконец, навести порядок в стране», — отмечает Айнаш.