пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

«На контроле у МИДа»: Как расследуют трагичные смерти казахстанских студентов за рубежом

На этой неделе стало известно, что российский суд арестовал Муртузали Меджидова — сына бывшего председателя правительства Дагестана. Его обвиняют в убийстве студентки МГИМО Томирис Байсафы в 2018 году. Девушка выпала из окна четвертого этажа здания университета, и следователи долгое время продвигали версию о самоубийстве. После обращения матери погибшей к президенту Казахстана, администрацию президента России и прокуратуру статью обвинения наконец переквалифицировали на «Убийство». Однако так заканчиваются не все трагичные истории, в которых погибают казахстанские студенты. Журналист ИА «NewTimes.kz» разбиралась, как расследуют дела, если граждане Казахстана умирают далеко за пределами родины.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Сандира Серикханова

20-летняя  Сандира Серикханова училась на третьем курсе Jiangsu University of Technology в Китае. В прошлом году девушка скончалась в результате падения с 17-го этажа одного из жилых домов города Чанчжоу. Официальной версией смерти китайских правоохранительных органов стало самоубийство. Но за пару часов до трагедии девушка познакомилась с парнем в баре.

Родные Сандиры Серикхановой отказывались верить в то, что девушка могла покончить с собой, и с большим подозрением высказывались о ее новом знакомом. 26 апреля 2019 года студентка пошла в бар со своей новой знакомой и  двумя ее товарищами из Шымкента и Алматы.

«Один из этих парней попросил нашу девочку помочь ему что-то забрать из своей квартиры. Она согласилась. В том доме видеонаблюдение есть только в лифте. Там видно, что она сначала мнется, не решается зайти в лифт, потом он ее все же уговаривает. Что происходило дальше, мы знаем только с его слов.

Они поднялись на 17-й этаж и зашли к нему. Когда выходили из квартиры, она плакала, но почему, он не может объяснить. Говорит, что был в шоке, ничего не помнит. Потом он якобы пошел к лифту, она была позади.

Внезапно раздался крик, он побежал к балкону на лестничном пролете и увидел этажом ниже сначала кроссовок, а потом и ее саму на крыше семиэтажного торгового центра», — рассказывала тетя девушки Альнура Агаева.

После трагедии знакомые Серикхановой, с которыми она была в баре, наотрез отказались говорить с ее родителями. Тогда как родные утверждали, что никаких предпосылок для суицида у девушки не было:

«Она переписывалась с мамой несколько раз в день. Говорила, что очень скучает, уже купила подарки младшим братьям и сестрам, а 30 июня прилетит на каникулы. Вела себя, как обычно, готовилась к экзаменам. Там еще было стекло, по которому ей нужно было карабкаться, чтобы перелезть. Но никаких отпечатков на его поверхности нет».

Вскоре тело погибшей девушки доставили в столицу, а смерть Сандиры признали несчастным случаем.

«В министерстве иностранных дел нам говорят, что расследование продолжается, а куратор из университета пишет, что оно закончилось еще 5 июня. На руках у нас есть только свидетельство о смерти, никаких больше документов нам не выдали — ни заключений судмедэкспертов, ни фото или видео с места происшествия.

Те парни и девушка сразу везде нас заблокировали в социальных сетях, на связь не выходят, в Казахстан на каникулы не вернулись. Наши правоохранительные органы с нами тоже не связывались, даже соболезнований не приносили», — делилась тетя погибшей.

В МИД РК версию об убийстве исключили. Отец Серикхановой даже обращался в генеральное консульство РК в Шанхае с просьбой возобновить дело о смерти дочери. Те направили соответствующее обращение в полицию КНР, где было начато повторное рассмотрение данного дела.

«По итогам повторного рассмотрения дела полиция Китая подтвердила, что смерть наступила в результате несчастного случая. Версия убийства была исключена повторно», — подвели точку в  МИД РК.

Валерий Катиев

19-летний студент также учился в одном из китайских университетов. В 2018 году у парня остановилось сердце в результате интоксикации организма. Катиев отравился неизвестным продуктом.

Новость о смерти сына стала настоящим шоком для родных. За две недели до трагедии парень находился на каникулах у родителей в Караганде, он часто созванивался с близкими и не имел серьезных проблем со здоровьем.

«Нам рассказали, что накануне вечером, когда ложился спать, ему стало плохо. Утром он проснулся и сразу открыл балкон. Друг проводил его вниз, там люди вызвали «скорую». Врачи не смогли помочь, Валеры не стало», — поделилась подруга погибшего Анастасия Герасимова.

«Вчера утром нам позвонила мама парня, с которым Валера жил вместе, и сообщила, что он умер. Затем это подтвердили в компании, которая отправляла его на учебу. Нам сказали, что он отравился и умер от интоксикации. А чем именно отравился, мы не знаем. Теперь проблема в том, что мы не можем самостоятельно перевезти тело брата в Караганду», — рассказывала сестра погибшего Валерия Ненахова.

Чем именно отравился студент, до сих пор неизвестно.

«Чтобы это узнать, нужно проводить вскрытие и расследование, которое заняло бы до 40 дней. Родители от этого отказались. Легче от этого уже никому не станет», — признавалась Ненахова.

Так как Валерий Катиев имел российское гражданство, МИД РК не стало помогать с транспортировкой тела погибшего. Его родные были вынуждены обратиться к неравнодушным казахстанцам и россиянам в соцсетях и открыть сбор средств.

Ернар Алиев

Девять лет назад в Москве был убит сын бывшего заместителя председателя Ассамблеи народа Казахстана Ернар Алиев. Его тело обнаружили на следующий день после смерти. Одной из основных версий следствия стало убийство на бытовой почве.

24-летний парень учился на пятом курсе Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина.

«Был тише воды, ниже травы, возвращался домой, его убили. Бандитов же много. Ночью он возвращался домой, 20 метров не дошел до дома», — рассказывал убитый горем отец Ернара, экс-заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Жумантай Алиев.

По его словам, сын был очень спокойным, умным, примерным молодым человеком, никогда не был замешан в других конфликтах. Через два дня Ернар должен был защищать дипломную работу, а позже планировал вернуться в Алматы.

Отец уверен, что сын не мог стать инициатором какой-либо драки. «Бандиты, скорее всего», — предположил Алиев. Об убийцах парня ничего неизвестно.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 4
Забавно 2
Сочувствую 0
Возмутительно 0