Не успел северный регион Казахстана оправиться от коронавируса и карантина, как в нескольких районах СКО подтвердили птичий грипп. Сельчане — в панике: многие из них выращивают птицу в коммерческих целях, теперь бизнес на пернатых рушится как карточный домик. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» рассказывает, как жители нескольких сел в Северо-Казахстанской области спасают живность от опасного гриппа.
Птичий грипп до села Червонное, что находится в районе имени Габита Мусрепова, не добрался. Но местные жителя забивают домашнюю птицу, чтобы сохранить хоть какую-то часть выводка.
«У нас пока ничего не слышно, но я уже три дня вырезаю птицу, бройлеров почти закончила. Боюсь, потому что, бог его знает, что будет», — поделилась местная жительница Раузия.
В соседнем поселке Ефимовка еще помнят массовый падеж домашней птицы летом 2019 года. Как только в сентябре 2020-го появились первые новости о случаях заражения в области, люди стали забивать кур и уток.
«Все у нас спокойно, никто не дохнет. Я, конечно, новости смотрела, знаю про ситуацию в области, но у нас пока тихо. Я каждый день потихонечку рублю бройлеров, уток уже приговорили. В том году какой-то грипп был, скотина гибла, но до нашей улицы, слава Богу, не дошло, сохранили птицу», — вспоминает местная жительница Нина.
Тем временем в поселке Белоградовка того же района творится хаос.
«Родственница скинула видео, так гуси окоченелые лежат, лапками кверху, у зараженных побелели носы. Птицы там много, вся подыхает, не знаю, что они будут теперь делать, но туши у них забирают и сжигают, просто настоящий мор», — рассказала жительница района Раушан.
В селе Буденном обстановка спокойная, но сельчане читают новости и боятся птичьего гриппа.
«Сегодня у мамы зарезали уток, завтра у нас будем. Страшно, мы ведь столько вкладываем сил и денег, чтобы вырастить эту птицу. В городе такую не купишь, а тут все натуральное. Отходы, дробленка в копеечку влетают, чтобы их вырастить, до 200 тыс тенге надо, а маленький цыпленок 800 тенге стоит», — возмущается Гульфия.
«Вчера купила в ветаптеке лекарство, с утра пою всю живность ею. Не знаю, поможет ли, но профилактика, а вообще, всю скотину мы всегда водкой лечим — и собак, и цыплят, и помогает. Конечно, придется всю птицу перерезать, пока она не заболела, инкубационный период ведь 28 дней, кто знает, что за это время произойдет», — сказала Файда.
Напомним, 13 сентября стали известны случаи падежа домашней птицы в населенных пунктах Тимирязево, Элеваторный Тимирязевского района, селе Чернобаевка района имени Габита Мусрепова, селе Сухорабовка и городе Сергеевка района Шал акына Северо-Казахстанской области.
По данным на 20 сентября, от птичьего гриппа в СКО погибло более 200 тыс кур.
Директор департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ РК Еркебулан Ахметов на брифинге в СЦК 21 сентября заверил, что в стране не наблюдается дефицита яиц, невзирая на бушующий птичий грипп.
К слову, председатель комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК Тимур Султангазиев заявил, что, по последним данным, случаи птичьего гриппа среди людей не зафиксированы.
Владельцам птицы, павшей от гриппа, обещали выплатить компенсацию. Об этом на пресс-конференции сказала вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева.
Также стало известно, что птица начала гибнуть в Карагандинской области.