понедельник, 25 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-3oC
Астана:
icon
-3oC
×

Эксперты рассказали, как мошенники крадут в Сети личные данные и деньги казахстанцев

В 2020 году в Казахстане зарегистрировано более 12 тыс онлайн-преступлений, что на 58% больше, чем годом ранее. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 24 млн тенге, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz» / Ертай Ыдырыш
Фото: ИА «NewTimes.kz» / Ертай Ыдырыш

По данным МВД, наиболее распространенный вид мошенничества в интернете — похищение персональных (личных) данных.

Ассоциация  «Цифровой Казахстан» разработала правила безопасности для пользователей сайтов объявлений.

Не распространяйте:

  • данные удостоверения личности, ИИН;
  • ЭЦП;
  • СМС-коды для подтверждения платежей;
  • пароли;
  • сведения из документов на недвижимость и авто;
  • данные банковской карты (ФИО владельца, срок действия, ПИН-код, трехзначный номер на обратной стороне карты — CVV).

Используя эту информацию, мошенники могут:

  • списать деньги с банковского счета;
  • оформить кредит без ведома владельца документа;
  • совершить другие противозаконные действия.

Эксперты также рассказали, как предотвратить кражу денег с карты.

Как это обычно происходит

Мошенник заверяет автора объявления, что готов купить недвижимость, автомобиль, товар или услугу.

Чтобы отправить залог или предоплату, просит данные карты владельца. После получения номера счета говорит о невозможности транзакции и необходимости дополнительных сведений с карты и трех цифр с обратной стороны.

Мошенник, притворяясь покупателем из другого города, проявляет заинтересованность в покупке.

Позже уверяет продавца, что уже заплатил за товар и доставку. Скидывает ссылку на страницу, где требуется ввод данных платежной карты якобы для получения денег.

Эта же схема применяется, когда лжепродавец просит внести предоплату за товар или объект, перенаправляя покупателя на поддельную (фишинговую) страницу.

Мошенник представляется сотрудником банка или правоохранительных органов, сообщает о подозрительных операциях, совершаемых по карте.

Предлагает остановить их, сообщив данные карты, либо предлагает перевести средства на «безопасный» спецсчет.

Что делать в таких случаях

Игнорируйте просьбы посторонних о предоставлении персональных данных.

Не публикуйте в соцсетях и не отправляйте фото личных документов посторонним, даже если аргументы кажутся безопасными.

Не разглашайте сведения, связанные с банковской картой: имя владельца, срок действия, трехзначный код на обороте. Для перевода денег достаточно знать 12-значный номер, указанный на лицевой стороне.

Держите в секрете коды подтверждения платежей и других действий, выполняемых по карте.

Пользуйтесь проверенными площадками объявлений. При подозрении на мошенничество обращайтесь в службы поддержки.

При оплате в интернете, прежде чем указать данные карты, проверьте название сайта в адресной строке. Оно должно соответствовать официальному.

Безопасная ссылка начинается с https:// и не содержит посторонних символов. Подключение должно быть защищено — наличие в строке браузера значка в виде закрытого замка.

При утере ЭЦП немедленно отзовите и перевыпустите. Смените пароль со стандартного на сложный.

Если мошенники списали деньги, обратитесь в службу реагирования на компьютерные инциденты по горячей линии 1400 или напишите в телеграм-чат по информационной безопасности.

Также обратитесь в правоохранительные органы и службу безопасности банка.

При подозрении, что данные карты стали известны посторонним, заблокируйте ее в мобильном приложении или по номеру call-центра и перевыпустите.

Смените пароли и ПИН-коды в онлайн-аккаунтах, которые попали под угрозу.

Читайте также: Костанайские пенсионеры обиделись, что их не вакцинируют от коронавируса

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 2