суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-5oC
×

Деньги из воздуха: Как лжесотрудники пенсионного фонда обкрадывают казахстанцев

В последнее время участились инциденты, в которых злоумышленники под видом работников пенсионного фонда пытаются ввести в заблуждение невнимательных казахстанцев. Мошенники всеми способами стараются завладеть данными вкладчиков и их счетов. Возможность вывести эти накопления привлекла разного рода аферистов, ранее промышлявших под видом мобильных банков. Об этом и многом другом читайте в обзоре ИА «NewTimes.kz».

Фото автора Anna Shvets: Pexels
Фото автора Anna Shvets: Pexels

Основным методом развода вкладчиков поначалу была рассылка. На почту приходило письмо от лжефонда, где давалось добро на использование денег под нужды жертвы. К нему крепились ссылки на сторонние ресурсы, точь-в-точь копирующие внешний вид официального сайта и просящие указать сведения банковских и кредитных карт. Если в этот момент человек предоставит сайту необходимую информацию, то он может попрощаться со своими сбережениями. Такая схема называется фишингом — основным способом зарабатывания денег на невнимательных гражданах. Массовость рассылок и почти бесконтактность делают этот тип развода эффективным. Так, в прошлом году у мошенников были популярны ложные объявления на порталах Olx и Kolesа, где под видом услуг по доставке отправляли ссылки на подозрительные сайты.

Еще одним набирающим популярность методом является телефонный звонок. Заполучив в открытом доступе личный мобильный номер, преступник под видом сотрудника фонда просит предоставить ему реквизиты аккаунта. Аргументирует это перерасчетом пенсионных накоплений.

Такая схема не нова и уже давно применяется злоумышленниками да и вообще в Казахстане освоена великолепно.

Схожий случай произошел, когда 66-летний петропавловец потерял 2 миллиона 700 тысяч тенге, сообщив незнакомцу, представившемуся работником службы безопасности банка, сведения о карте.

Согласно данным замначальника департамента криминальной полиции Каната Нурмагамбетова, в прошлом году совершено 14 тысяч фактов интернет-мошенничества, в январе 2021-го — уже свыше 1700.

Дела об онлайн-махинациях открываются каждый день, но от момента их создания до наказания преступника пройдет еще время, за которое злоумышленник оставит без средств очередного клиента. И даже если жулика арестуют, на его место найдется еще один, потому что существующая система лечит только симптомы.

Мошенники хорошо адаптируются под текущую ситуацию. Алгоритм их работы хоть и состоит из старых и привычных методов, однако все это заворачивается в новую обертку, всегда разную и сотканную буквально из воздуха.

К примеру, на волне обсуждения возможности возвращения части налогов в Сети появляются лжесервисы, оказывающие такие услуги. Они предлагают вернуть НДС, уплаченный за последние четыре года. Был распространен видеоролик, предлагавший деньги от имени некого «единого компенсационного центра». Согласно рассылке, введя данные банковской карты, можно рассчитывать на 1 737 000 тенге.  

Необходимо учитывать и низкую раскрываемость такого рода преступлений. В 2020 году из 8,3 тысячи дел силами министерства было распутано только 1,7 тысячи. Уполномоченные органы просто не успевают за мошенниками, постоянным совершенствованием алгоритма развода людей. И пока такая тенденция сохраняется, лучшим выходом являются превентивные меры: быть бдительным и скептично относиться к внезапным слишком щедрым предложениям, никому не сообщать данные своих аккаунтов и счетов.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 1