воскресенье, 5 мая 2024 г.
icon
441.66
icon
475.14
icon
4.86
Алматы:
icon
20oC
Астана:
icon
13oC
1xadv
×

Два года у руля правления: Что думают о Токаеве казахстанские эксперты?

24 месяца — это много или мало? Все зависит от того, к чему применять данный временной отрезок. Например, для адаптации в обществе двух лет вполне достаточно, а вот для выстраивания выверенной четкой политики — не особо. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» узнала у казахстанских социолога, экономиста и политолога о том, что они думают о деятельности президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.

Фото: rus.azattyq.org
Фото: rus.azattyq.org

19 марта 2019 года. Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил, что снимает с себя полномочия главы государства и передает руль правления председателю сената Касым-Жомарту Токаеву. Не секрет, что первое время общественность будет не просто пристально следить за действиями новоиспеченного главы государства, но и сравнивать его с Елбасы. По словам социолога Гульмиры  Илеуовой, у двух вышеупомянутых тяжелоатлетов отечественной политики разные стили правления. Это было заметно уже в первые месяцы, как Токаев сел в президентское кресло.

«По методике немецкого философа Макса Вебера, у действующего президента РК рационально-легальный стиль правления страной. Касым-Жомарту Кемельевичу важно, чтобы процессы были предсказуемыми, происходили в системной форме. У него особо выделяется линия введения в легальное русло различных институтов. Не следует забывать, что тот «набор инструментов», с которым приходилось работать в первое время, достался ему от предшественника, поэтому не все высокие ожидания получили удовлетворительную оценку», — говорит спикер.

Как добавляет Гульмира  Илеуова, согласно социологическим исследованиям рейтинг  у Токаева не такой же высокий, как у Назарбаева. Тем не менее, действующий глава государства сумел наладить «мост» взаимоотношений с населением.

«Справедливости ради скажем, что на момент, когда Токаев стал президентом, в стране было много нерешенных проблем, которые копились годами. Разобраться с ними в одночасье — невозможно. Отсюда шквал недовольств. Между прочим, тренд  социальных выпадов начинается еще с 2016 года, то есть негативные настроения людей не связаны с транзитом власти и приходом нового главы государства. Карантинный 2020-ый год и принятие непопулярных мер, падение уровня занятости — все это и многое другое также отразилось на общей ситуации в стране», — отмечает собеседница.

По ее словам, несмотря на трудности, в Казахстане проводится работа по поддержке социально-уязвимых слоев населения.

«По поручению Токаева сейчас уделяется внимание не только многодетным, пенсионерам, но и людям с ограниченными возможностями», — замечает социолог, добавляя, что многие проблемы нужно рассматривать не только с экономической, но и политической сторон.

В свою очередь политолог Максим Казначеев говорит, что в вопросе выстраивания курса развития Казахстана сильный удар по социально-экономическим показателям страны нанес прошлый пандемический год. Естественно власти, во главе с президентом  РК, в быстром темпе выдвигали новые приоритеты деятельности, в первую очередь, с акцентом на социальную сферу.

«Главная установка транзита власти в свое время заключалась в сохранении преемственности. И как мне представляется, бэкграунд действующего президента позволяет сохранять эту самую преемственность.  При этом определенные сегменты стратегического курса вырабатывались и в том числе действующим президентом, в том числе и в период, когда он находился на других значимых государственных постах», — говорит Максим Казначеев.

Отмечая основные изменения в правлении при Токаеве, политолог отмечает изменения в отношении к национальным компаниям. От них требуют бОльших отчислений в бюджет страны.

«Как мы видим, на сегодняшний день власть пытается работать на опережение. В условиях дефицита ресурсов, вызванного падением цен на нефть, это было сложно делать в 2020-ом году, но нынче, когда стоимость черного золота более-менее нормализировалась, и теперь реализация социально-экономических  проектов внутри страны станет ориентированной на перспективу.  Добавлю, что 2019 год у действующего президента ушел на формирование команды, мы, если помните, наблюдали большое количество ротаций в исполнительной вертикали власти. Прошлый год, как говорилось выше, стал форс-мажорным. Сейчас по мере восстановления внешних рынков мы сможем посмотреть, как команда нового президента сможет работать в социально-экономическом блоке», — дополняет спикер, подчеркивая, что Токаев — предсказуемый политик.  

В унисон словам Казначеева, казахстанский экономист, общественный деятель Айдар Алибаев говорит, что за два года правления сумел сделать немало, но предстоит еще больше.  Отмечая основные вехи в деятельности президента спикер вспомнил о строительстве горнолыжного курорта на Кок-Жайляу в предгорье Алматы, повышении прозрачности процедур предоставления земельных участков.

«Два года назад глава государства поручил обеспечить строгий контроль над эффективностью использования земельных ресурсов, показав тем самым, что бесхозяйственности и злоупотреблений в этой важнейшей сфере терпеть не будет.  А уже 15 июля поручил провести аудит всех сельхозземель и оцифровку информационной системы земельного кадастра. Тогда же на заседании совета национальных инвесторов президент объявил мораторий на создание новых государственных компаний в экономике, сказав при этом, что присутствие государства на рынке нужно сокращать. Позже был наложен запрет на создание новых квазигосударственных компаний и организаций.

Неоднократно президент говорил о сокращении расходов на крупные имиджевые проекты и экономном расходовании бюджетных средств, но, на мой взгляд, вакханалия в разбазаривании средств продолжается. Слишком велика тяга наших чиновников к «освоению» госсредств, несмотря на постоянные аресты и скандалы, которыми пестрят СМИ», — добавляет Айдар Алибаев.

По словам собеседника, на фоне пандемии вскрылись серьезные недостатки в работе госструктур и неспособность наших чиновников адекватно и эффективно реагировать на вызовы. Большой резонанс получили скандалы, связанные с плохими результатами деятельности СК «Фармация» и Фонда медицинского страхования.

«Несмотря на то, что в результате расследования деятельности этих организаций, их руководители были сняты с должностей, на мой взгляд, там мало что изменилось. А недавний скандал с неоправданно высокими зарплатами руководителей ФОМСа еще раз доказывает неэффективность и даже бесполезность этой организации для людей, в том виде, в каком она сегодня есть. На мой взгляд, ФОМС надо ликвидировать, ибо реальной пользы от его деятельности наши граждане не ощущают», — выражает мнение эксперт, делая ремарку и относительно порога достаточности: «Его можно было бы снизить, хотя бы для лечения и передачи в управление частным управляющим компаниям».

Таким образом, из вышесказанного скажем, что два года — не показатель для объективной оценки деятельности главы государства. Тем не менее, за 24 месяца президент Казахстана провел значительные преобразования в стране, начиная от ротации во власти, укрепления дипломатических связей. К слову, говоря о внешней политике, эксперты отмечают, что авторитет Токаева достаточно высок на мировом уровне. Во-первых, он долго работал по китайскому направлению, в структурах ОНН  в Европе, он, как говорится свой человек в Москве. Плюс ко всему можно вспомнить о советской дипломатической школе, через которую прошел действующий президент. Она-то и задает определенную планку поведения на мировой арене.

«Токаев — президент с которым народ связывает надежды на перемены. Опытный политик,  преодолевающий многочисленные препятствия со стороны старых чиновников, на пути реформ, изменений и развития страны», — резюмировал Айдар Алибаев.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 3
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 0