четверг, 18 апреля 2024 г.
icon
448.89
icon
477.93
icon
4.76
Алматы:
icon
20oC
Астана:
icon
21oC
1xadv
×

Приведет к гибели ихтиофауны – мажилисмен о прокладывании каналов на Каспии

В этом году компания NCOC (North Caspian Operating Company) намерена начать рытье морских судоходных каналов в акватории Каспийского моря для обеспечения логистики нефтяного проекта «Кашаган». Однако реализация этого проекта может пагубно сказаться на экологической обстановке. В этом уверен мажилисмен Дюсенбай Турганов, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на inbusiness.kz.

Фото взято с сайта lada.kz
Фото взято с сайта lada.kz

Пост-обращение к заместителю премьер-министра Казахстана Роману Скляру депутат опубликовал в Facebook.

«Неблагоприятная экологическая ситуация, складывающаяся в акватории Каспийского моря, вызывает обоснованную обеспокоенность общественности. Согласно имеющимся сведениям, в текущем году компания NCOC (North Caspian Operating Company) намерена начать рытье морских судоходных каналов в акватории Каспийского моря для обеспечения логистики нефтяного проекта «Кашаган» (будет проложено несколько судоходных каналов протяженностью 56 км, шириной от 80 до 115 метров, 10 разворотных бассейнов диаметром от 325 до 380 метров. Со дна Каспия планируется изъять более 18,5 млн м3 грунта на площади около 29 млн м2)», – сказал он.

В свою очередь, согласно принятому Экологическому кодексу, северная часть Каспийского моря отнесена к государственной заповедной зоне и имеет особый статус и ограничения в природопользовании и проведении инженерно-строительных работ. Определен специальный режим пользования, направленный на охрану водных и рыбных ресурсов, а также обеспечения устойчивого существования экосистемы. Акватория Северо-Восточного Каспия является уникальной экосистемой, обеспечивающей воспроизводство рыбных ресурсов и биоразнообразия западных регионов.

«Поэтому проект по рытью морских судоходных каналов в акватории Каспия может привести к необратимым экологическим последствиям (100% гибель донных организмов на обширных территориях; образование мутности воды ухудшают условия нагула и миграции; взвешенные веществ будут попадать в толщу воды, переноситься течениями и осаждаются на дно по всей акватории Северного Каспия, уничтожая кормовую базу ихтифауны)», – предупредил депутат.

Согласно требованиям Орхуской конвенции граждане должны иметь право доступа к экологической информации. Общественные слушания по проекту ОВОС морских судоходных каналов были назначены и проводились компанией 21 сентября 2020 года. Однако на официальном сайте управления природных ресурсов Атырауской области ОВОС к указанному проекту отсутствует. Кроме того, компанией NCOC не представлены общественности прогнозные данные по изменению уровня Каспийского моря на весь период нефтедобычи компанией, то есть до 2038 года, подчеркнул он.

Турганов напомнил, что Каспийское море это замкнутый водоем, граничащий с Россией, Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. В рамках международной конвенции ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», которую Казахстан ратифицировал в 2000 году, казахстанская сторона согласно ст. 3, ст. 4, ст. 5 и ст. 6 конвенции должна была провести консультации и в обязательном порядке согласовать данный проект со всеми странами региона. Кроме этого Казахстан 2005 году ратифицировал Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, где в ст. 8 отмечается, что «…стороны принимают все необходимые меры предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря в результате деятельности на его дне», в ст. 14 говорится, что «…стороны должны уделять особое внимание защите, сохранение, восстановлению, а также рациональному использованию биологических ресурсов Каспийского моря...».

«В этой связи в силу требований международных экологических норм и действующих конвенций для реализации указанных работ в первую очередь должен быть составлен проект ОВОС в трансграничном контексте. К тому же в подобных проектах, имеющих большое негативное воздействие на окружающую среду, в обязательном порядке должны быть представлены альтернативные варианты развития проекта. На основании вышеизложенного, просим ответить на следующие вопросы: Почему был выбран именно проект прокладки канала? Рассматривались ли альтернативные варианты проекта, (использование водных транспортных средств на воздушных подушках, моста эстакады и т. д.)? Согласовывался ли проект со странами Прикаспийского региона?» – спросил мажилисен.

Он добавил, что уровень Каспийского моря опускается на 15-20 см в год. Если в ближайшие 4-5 лет уровень моря снова продолжит снижаться такими темпами, не возникнет ли необходимость в дополнительном углублении каналов и повторном проведении работ? 

«Кроме того, считаем необходимым провести тщательную проверку на предмет законности и целесообразности данного проекта. Учитывая общественно-резонансный характер данного проекта просим, в соответствии с требованиями международных экологических норм, подготовить проект и провести «Оценку воздействия на окружающую среду» в трансграничном контексте», – резюмировал Турганов.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0