Аналитики Picodi.com проверили, как с годами менялся интерес к распродажам Black Friday, и опросили интернет-пользователей, чтобы узнать их мнение в целом, а также почему некоторые потребители не в восторге от этих распродаж. А эксперты «Лаборатории Касперского» рассказали о правилах, как не попасться на удочку аферистов, передает ИА «NewTimes.kz».
По данным специалистов, в 2020 году «черная пятница» впервые была проведена в условиях пандемии. Данные Google Trends показывают, что количество запросов, связанных с распродажами Black Friday, в прошлом году уменьшилось на 37%. В Казахстане пик интереса к «черной пятнице» пришелся на 2019 год, а снижение интереса было зафиксировано в 2020 году.
Свое участие в распродажах Black Friday в 2020 году подтвердили 50% анкетированных. Остальные не делали покупок по разным причинам:
На снижение интереса к распродажам повлияла и пандемия: некоторые покупатели избегали скопления людей (10%), а другие находились в нестабильной финансовой ситуации (15%). В свою очередь, 18% анкетированных просто забыли о «черной пятнице».
Почему покупатели (не) любят Black Friday?
Согласно результатам анкетирования, казахстанцы относятся к распродажам Black Friday, скорее, позитивно, чем негативно.
Однако не стоит пренебрегать мнением 31% респондентов, которые обращают внимание на манипуляции с ценами, когда перед началом скидок стоимость повышается, а затем «снижается» до прежнего уровня. 21% считает, что в «черную пятницу» магазины делают скидки лишь на неинтересный или залежалый товар, а 24% ответили, что размер скидок в Black Friday не отличается от других распродаж.
«Черная пятница-2021»: что купим и сколько потратим?
О желании принять участие в распродажах в этом году заявил 51% опрошенных. 18% не планируют ничего покупать, а 31% еще не решили. Главный фактор, склоняющий в пользу покупок в ходе распродаж Black Friday, — скидка на желаемый товар (43%). Более высокая скидка могла бы послужить мотивацией для 31% опрошенных, а дополнительный кешбэк — для 10%. Ничто не в состоянии склонить к покупкам 16% респондентов.
Эксперты узнали, какие товары интересуют людей, решивших принять участие в распродажах. На первом месте находятся одежда и обувь (57%), на втором — электроника и бытовая техника (45%), а на третьей позиции — косметика и парфюмерия (24%).
Среднестатистический покупатель готов потратить на распродаже Black Friday 37 500 тенге, а в 2020 году эта сумма составляла 34 тыс тенге.
Между тем эксперты «Лаборатории Касперского» зафиксировали рост количества фишинговых атак в сфере онлайн-платежей в преддверии сезона распродаж и Black Friday. Общее число подобных угроз по всему миру увеличилось более чем в два раза с сентября по октябрь, таким образом, рост составил 208%.
В целом в течение первых 10 месяцев «Лаборатория Касперского» зафиксировала более 40 млн фишинговых атак, направленных на онлайн-магазины и финансовые организации, когда мошенники маскировались под популярные крупные бренды. Обычно в рамках таких атак злоумышленники пытаются выманить деньги и данные пользователей.
В рамках одной из подобных схем мошенники мимикрировали под популярный супермаркет и рассылали пользователям сообщения с предложением принять участие в опросе якобы для улучшения сервиса компании. За прохождение людям обещали призы, в том числе денежный.
Интересно, что страничка с таким скам-сообщением отображалась на языке браузера. Иными словами, если пользователь находится, например, в Казахстане, но в настройках браузера у него стоит английский язык, то страничка будет на английском.
В данном случае мошенники также делали акцент на том, что предложение ограничено: получить деньги могло якобы только 100 человек, а времени на принятие решения об участии в опросе давалось очень мало (на страничке велся обратный отсчет).
В итоге пользователи могут потерять свои данные или деньги, но не получают обещанный приз.
С точки зрения самой мошеннической составляющей, это может быть «традиционная» скам-схема, в рамках которой человеку сообщают, что он выиграл приз, но, чтобы получить деньги, необходимо оплатить небольшую комиссию, которая уходит злоумышленникам. Либо в подобных схемах людей могут также перенаправлять на другие страницы с опросом, таким образом, злоумышленники, вероятно, получают бонусы за трафик, при этом попутно собирая их контакты. На некоторых страницах человека могут попросить включить уведомления, после чего он начнет получать рекламу и скам.
«Злоумышленники всегда адаптируют свои схемы под актуальную повестку, поэтому старт сезона распродаж и «черная пятница» не стали исключением. Мы видим, что сегодня мошенники часто маскируются под страницы электронных платежей и онлайн-магазины. Чтобы убедиться в безопасности, проверьте, что сайт действительно принадлежит бренду: название адреса совпадает с официальным, а URL начинается с HTTPS», — уточняет Татьяна Щербакова, старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского».
Чтобы не попасться на удочку мошенников, стоит соблюдать и другие правила онлайн-безопасности: