О своей «смерти» женщина узнала из базы данных. Из-за технической ошибки она вдруг оказалась умершей во всех базах данных. Вернуть статус живого человека женщина пытается уже месяц, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на КТК.
Для этого Алмагуль Есенбердина ходит по разным инстанциям.
«Я взяла эту справку о смерти. Когда увидела, что это действительно я и все мои данные в ней указаны — до сих пор нахожусь в шоке!» — говорит Алмагуль Есенбердина.
О том, что ее официально нет в живых, она узнала случайно. Пенсионерка готовилась к плановой операции. Когда стала оформлять документы, медицинский портал вдруг выдал, что пациентка мертва. Женщина бросилась выяснять, как такое могло случиться. Ответы, говорит пенсионерка, породили еще больше вопросов.
«Мне позвонили из ГЦВП, сказали: «Мы вам за январь выплатили пенсию. За февраль пенсию мы вам не можем дать, так как вы до сих пор — светится в красной линии — как умершая». Я говорю: «Почему? И куда мне обращаться?» Они говорят: «Езжайте в Экибастуз. Как хотите там, так и решайте», — вспоминает она.
Женщина утверждает, что почти месяц оббивала пороги разных инстанций, пытаясь доказать, что жива. Говорит, повсюду спрашивала, как снова прикрепиться к поликлинике, заплатить налоги и получить пенсию.
В ответ, уверяет, только плечами пожимали. Не смогли помочь и в ЦОНе, куда она пришла уже с нашей съемочной группой.
«У нас программа в ЦОНе, она интегрирована. Когда человек приходит получать любую госуслугу, сведения загружаются с различных программ и ведомств, и исправить что-то в отношении ИИН и так далее мы не можем», — ответил руководитель отдела по обслуживанию населения ГП «Правительство для граждан» Виталий Кирющенко.
После жалобы в прокуратуру женщине удалось аннулировать запись о своей смерти и даже получить паспорт вакцинации.
«По результатам рассмотрения обращения Есенбердиной установлено, что в связи с технической ошибкой сотрудника отдела РАГС города Экибастуза, осуществлявшего регистрацию фактов смерти граждан, гражданка Есенбердина с 21 декабря 2021 года во всех базах данных числилась умершей. В настоящее время актовая запись о смерти аннулирована», — говорит прокурор отдела прокуратуры Петропавловска Амир Рахимов.
«При проверке установлено, что 21 декабря актовая запись зарегистрирована на основании медицинского свидетельства, которое поступило в информационную систему ЗАГС путем интеграции. Однако при формировании медицинского свидетельства медицинским учреждением допущена ошибка в ИИН умершего. При обнаружении незамедлительно приняты меры по устранению. В тот же день был установлен жизненный статус по ИИН», — отметила руководитель отдела РАГС акимата Экибастуза Майя Сатвалдинова.
Но до полноценной жизни в цифровой системе еще далеко. В каких базах данных пенсионерка по-прежнему мертва — неизвестно. Женщина не может понять, почему на исправление ошибки уходит так много времени.
«Не могу подсказать этого. У нас есть специальные программисты, мы с Минюстом созваниваемся, делаем туда запрос. У нас есть департамент юстиции, областной ЗАГС, мы с ними обговариваем. И далее, как это все происходит, я не подскажу вам», — поделилась и. о. руководителя отдела РАГС акимата Айнур Жарасова.
Алмагуль Есенбердина говорит, из-за пережитого стресса у нее резко ухудшилось здоровье. И теперь нужна не одна, а уже две сложные операции. С виновных в своей «цифровой смерти» женщина теперь хочет взыскать моральный вред.