Национальные казахские мотивы в украшениях становятся трендами. Сочетание этнического и современного привлекает ценителей ювелирного искусства далеко за пределами Казахстана. Made in Karaganda знают в Европе и Америке. С мастерами ювелирного и кожевенного дела побеседовала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.
Миниатюра юрты из серебра в виде кольца, серьги с обрядом «қыз ұзату» и жайлау на браслете. Строительству высотных зданий карагандинец Георгий Мариниченко предпочел создание уникальных ювелирных украшений. Строитель и промышленный альпинист по образованию свое хобби превратил в дело всей своей жизни. Первое украшение было сделано в автосервисе из подручных материалов. Сейчас у Георгия своя мастерская и целый арсенал драгоценных и полудрагоценных камней.
«Культура и быт казахского народа уникальны. У меня особые чувства, когда я воплощаю сцены быта в драгоценном металле. Я проникаюсь духом того времени, и буквально живу этим. На работу уходит примерно дней десять, по 16 часов в сутки, но мне и этого мало. Этот процесс настолько захватывает, что с приходом ночи ты сожалеешь, что надо оставить работу. Впервые на создание украшений в этностиле вдохновило изучение фотографий с изображением культуры и быта кочевых казахов. Это было кольцо и серьги с бирюзой, я использовал три материала — дерево, металл и камень. Издревле зергеры (ювелиры) использовали кость, металл и дерево. Именно это сочетание передает первобытность и очень круто смотрится», — делится ювелир.
Георгий Мариниченко в 18 лет начал познавать ювелирное дело и до сих пор предан ему. Много путешествует по стране и всегда в поиске камней и минералов.
«Я стараюсь делать украшения из казахстанского материала. Обожаю наши степи и просторы. Минералы, которые есть у нас, они просто восхищают глаз, и во многих странах мира нет таких красивейших. Бирюза, хризопраз очень ценятся. Недавно я работал над кольцом. Это перстень с миниатюрой юрты. Внутри нее за накрытым дастарханом сидят гости, кто-то играет на домбре, другие подпевают. Фигурки сделаны из серебра. Сквозь жерди купола можно все увидеть. День и ночь сидишь с микроскопом и проникаешься настолько, что находишься как будто там. Прежде чем приступить к работе я изучаю, читаю, смотрю иллюстрации», — поделился Георгий.
Мастер говорит, что этностиль становится все более популярным, но не так развит, как мог бы. Учитывая многообразие и доступность материла и фурнитуры, можно создать уникальную казахскую ювелирную.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
От агитационных плакатов до собственного бренда
Ирина Козыбакова, уроженка Алтая, по образованию художник росписи по дереву. В годы Советского Союза писала плакаты и картины с лозунгами. А потом попробовала работать с кожей и создавать украшения. Вначале делала бижутерию для подруг, затем стала сдавать на реализацию в магазины.
«Первое изделие, которое я сделала в этностиле, — набор колье и серьги. Для меня очень важно, чтобы в изделиях не просто присутствовал казахский орнамент, а чтобы это было современно и стильно. Последние два года стали активно заказывать. Очень много бижутерии доставляю в Алматы, Шымкент, Кызылорду, Актау. Очень любят украшения с национальным колоритом иностранцы. Буквально на днях я отправляю комплект в Испанию. До этого были заказчики из России, Германии и Америки», — рассказала Ирина Козыбакова.
Задумку создавать украшения поддержали дочери Ирины, одна занимается ведением Instagram, другая активно продвигает рекламу. Так небольшими шажками производство бижутерии переросло в небольшой бизнес и собственный бренд.
«Интерес и спрос есть, но не настолько, как хотелось бы, самое удивительное, что все больше стали заказывать иностранцы. Очень приятно, когда люди думают, что будет изображено, вот тогда получаешь настоящее вдохновение. Начинается творческий процесс, пишешь эскизы, подбираешь дерево, кожу, камни. Ну и, конечно же, как без души. Во все изделия надо вкладывать частичку себя, добрую энергетику, без этого никак», — подчеркнула Ирина.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Наши герои смогли найти дело, которое стало по-настоящему любимым. И пусть для этого им пришлось в корне изменить свою жизнь, они ни о чем не жалеют и готовы покорять новые вершины своего творчества.
К слову, в Карагандинской области около сотни предприятий легкой промышленности.