Местные перевозчики заявили, что субсидирование социально значимых маршрутов нужно увеличить до 3,5 млрд тенге. Предприниматели утверждают, что выделяемых средств им не хватает, чтобы покрыть все расходы, к которым добавились лизинговые обязательства. В прошлом году перевозчики через СПК «Солтүстік» приобрели 100 новых автобусов. Стоимость одного составляет около 40 млн тенге. Параллельно на маршрутах ввели электронное билетирование, оставив тариф на поездку без изменения, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Марина Руднева.
Председатель ассоциации «СКО Автотранспортный союз» Галина Семенова заявила, что по предварительным расчетам потребности в субсидиях невозможно было просчитать досконально все затраты перевозчиков, так как ранее отсутствовала система электронного билетирования.
«Купить новые автобусы было недостаточно, нужно было параллельно ввести систему электронного билетирования, чтобы на законных основаниях получать субсидии, что мы и сделали. Когда с 1 сентября 2021 года мы полностью запустили эту систему и, проработав сентябрь и половину октября, уже тогда вместе с местным исполнительным органом поняли, что тех средств, которые заложены в бюджете на субсидирование на 2021 год, будет недостаточно. Доход, получаемый от пассажирских перевозок при стоимости проезда 80 тенге, уже никак не покрывает наши расходы. 450 млн тенге субсидий, которые были запланированы местным исполнительным органом, никак не покрывают наши расходы. Только затраты по лизинговым платежам в год составляют 1 млрд тенге», — пояснила Семенова на встрече в палате предпринимателей.
Сетуют перевозчики и на то, что после введения системы электронного билетирования пришлось выплачивать заработную плату водителям официально. Более того, она выросла с 70-100 тыс тенге до 280 тыс.
Очевидно, что ни областной и тем более городской бюджет эту сумму не потянут. Понимают это и перевозчики. И потому просят выделить эти средства из республиканского бюджета. Возможно, за счет целевых трансфертов именно для субсидирования лизинговых платежей либо увеличения сумм субсидий на социально значимые маршруты.
Когда в регионе работали мажилисмены, вынесли этот вопрос на обсуждение с ними в региональной палате предпринимателей. Здесь перевозчиков поддерживают. Директор палаты Алибек Ашметов говорит, что все вопросы, которые не удается решить на региональном уровне, направляют в центральный аппарат НПП «Атамекен».
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог не спешат давать оптимистичных ответов на вопрос перевозчиков. Говорят, что пока не видели расчетов. К тому же при распределении субвенций республиканского бюджета для городских перевозчиков уже выделили 575 млн тенге. Вряд ли республиканский бюджет пойдет на дополнительные расходы для и без того дотационного региона.
Стоит отметить, что «автобусная» эпопея в Петропавловске длится уже не один год. Горожане жаловались на морально и физически устаревшие автобусы, холод и откровенный бардак в них, хамство водителей и кондукторов, гонки за пассажирами. Социальные сети буквально каждый день обсуждали очередной скандал, связанный с маршрутками. На проблему наконец-то обратили внимание городской и областной акиматы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В 2020 году на отчетных встречах с населением аким Петропавловска Булат Жумабеков заявлял, что летом 2019-го проехал почти по всем маршрутам и скоро наведет порядок с пассажирскими перевозками. Первое, что решили сделать, — провести обследование и оптимизацию маршрутов, посчитать пассажиропоток. По последнему, кстати, выявили занижение данных в несколько раз. Тогда решили внедрить электронное билетирование, но уже на новых автобусах.
В прошлом году несколькими партиями — тоже не без проблем — город получил 100 новых автобусов. Перевозчики приобрели их в лизинг, как уже говорилось выше. Тариф на проезд для взрослых и детей остался без изменений — 80 и 130 тенге соответственно при безналичном и наличном расчете. Убыточные, но важные для горожан маршруты приняли решение субсидировать. В прошлом году из бюджета на эти цели выделили 450 млн тенге. Из них 311 млн тенге в горакимате умудрились задолжать, и выплачивать начали только в феврале этого года.
Как будет складываться ситуация теперь, пока неизвестно. Но вариантов немного: либо деньги на субсидии придется находить местной власти, либо перевозчики встанут и горожане останутся без маршруток. И еще один непопулярный способ — повысить тариф на проезд.