В условиях нынешнего кризиса и последствий от пандемии, деятельность государственных служб занятости имеет ключевое значение для оказания помощи населению в решении вопросов, связанных с поиском работы. По поручению Главы государства оказание услуг, предоставляемых соискателям и работодателям центрами занятости, перешли в онлайн-формат на Электронной бирже труда. Это значительно улучшило их эффективность и стало доступным малому бизнесу и населению с невысокими доходами. Об этом корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал президент АО «Центр развития трудовых ресурсов» Даулет Аргандыков.
— Здравствуйте, Даулет Рашидович! Скажите, пожалуйста, каковы цели и направления цифровизации услуг в сфере занятости?
— Цифровизация услуг в сфере занятости направлена на обеспечение равного и свободного доступа к услугам для всех групп населения и участников рынка труда, а также на обеспечение прозрачности деятельности центров занятости населения.
Для этого формируется единая цифровая экосистема в сфере занятости. Она объединяет такие цифровые сервисы как: портал по трудоустройству enbek.kz или Электронная биржа труда, который работает с 2018 года, портал онлайн-обучения skills.enbek.kz, запуск которого состоялся в июле 2021 года, единое окно предпринимательских инициатив – портал business.enbek.kz, работа которого начнется в апреле 2022 года и портал трудовых отношений hr.enbek.kz. В настоящее время работодатели проводят онлайн регистрацию трудовых договоров в своих «личных кабинетах» на портале enbek.kz. Но в ближайшей перспективе планируется запуск отдельного портала.
У нас в планах разработка онлайн-портала по профориентации – Путеводитель профессий.
Для получения услуг на любом из этих порталов пользователь будет использовать одну учетную запись, т.е. проходить регистрацию один раз.
Также в цифровую экосистему будут входить цифровые центры занятости.
— Что такое Цифровые центры занятости?
— Центры занятости являются для работников и работодателей важной точкой доступа к целому ряду механизмов поддержки на рынке труда.
Цифровые центры занятости - это кардинальная трансформация отношений между центром занятости и его клиентами – соискателями и работодателями, изменение бизнес процессов оказания услуг, перевод их в онлайн-формат.
С ноября 2020 года на Электронной бирже труда, не посещая центры занятости, граждане могут получить в электронном формате такие государственные услуги и меры поддержки занятости, как:
- регистрация в качестве лица, ищущего работу, и безработного;
- подача заявки на социальную выплату на случай потери работы;
- выбор рабочих мест, субсидируемых государством (молодежная практика, общественные работы, социальные рабочие места, контракт поколений, первое рабочее место);
- получение консультационных услуг по добровольному переселению.
Главная цель создания «цифровых центров занятости» — это обеспечение 100% цифровизации, доступности и прозрачности предоставления госуслуг в сфере занятости населения и активных мер содействия занятости.
Эту работу мы планируем завершить в 2022 году.
Таким образом мы говорим о комплексном подходе к использованию цифровых ресурсов в центрах занятости.
— Расскажите о портале Enbek.kz. Чем он отличается от частных онлайн-ресурсов по поиску работы и сотрудников?
— Главное отличие портала Enbek.kz или Электронной биржи труда от других онлайн-ресурсов в том, что она абсолютно бесплатна как для тех, кто ищет работу, так и для работодателей. Поэтому услуги портала доступны малому бизнесу и населению с невысокими доходами.
Поиск работы и сотрудников осуществляется на базе данных вакансий и резюме 205 центров занятости, а также вакансий 44 частных агентств занятости и 5 интернет-площадок страны.
Также на Enbek.kz настроена интеграция с порталом государственной службы «Е-Кызмет» и HR-порталом группы компаний АО «Самрук-Казына».
А благодаря сервису «Работа без границ», соискатели и работодатели могут искать работу и сотрудников не только внутри Казахстана, но и в странах-участницах Евразийского Экономического Союза (Армения, Беларусь, Российская Федерация, Кыргызстан).
— Расскажите подробнее, как именно можно зарегистрироваться безработным онлайн.
— В «личном кабинете» на Электронной бирже труда казахстанцы, воспользовавшись электронной цифровой подписью, могут встать на учет как лицо, ищущее работу, и безработный и отслеживать все этапы регистрации.
Если в течение трех рабочих дней после регистрации портал не подобрал человеку подходящую работу, то регистрацию в качестве безработного Электронная биржа труда осуществляет автоматически.
После получения статуса безработного граждане, участники системы социального страхования, могут так же в онлайн-режиме на Электронной бирже труда отправить заявку на социальную выплату по потере работы и самостоятельно выбрать вакансии на рабочие места, субсидируемые государством.
— Сколько человек воспользовалось онлайн-услугами? Наблюдается ли положительный эффект от цифровизации услуг в сфере занятости?
— Только за три месяца 2022 года 80 тыс. граждан получили статус безработных в онлайн-формате.
27,3 тыс. безработных получили направление онлайн и приступили к работе на субсидируемых государством рабочих местах – это молодежная практика, социальные рабочие места, общественные работы, первое рабочее место, контракт поколений, серебряный возраст.
12 тыс. безработным назначена социальная выплата по потере работы, при их обращении на Электронную биржу труда.
Запуск онлайн-услуг позволил минимизировать физические контакты населения с сотрудниками центров занятости и повысить доступность услуг для граждан. В среднем 60% граждан, которые обращаются за получением услуг в сфере занятости, используют онлайн-формат.
— Расскажите о порталах skills.enbek и business.enbek.
— Skills.enbek является маркетплейсом онлайн-курсов по краткосрочному обучению. Онлайн-обучение доступно для любого гражданина Казахстана, желающего обучиться востребованным на рынке труда навыкам или повысить квалификацию.
Запуск Skills.enbek стал как никогда актуальным, так как работодатели обращают внимание не только на наличие у кандидата профессии, но в большей степени на наличие необходимых навыков и умений.
Портал нацелен на развитие наиболее востребованных навыков, и тем самым - на повышение шансов граждан на трудоустройство и обеспечение реализации принципа «обучения в течение всей жизни».
В марте 2022 года на портале был оптимизирован функционал и запущены новые сервисы.
Для пользователей портала усовершенствован поиск курсов, создана понятная структура уроков, есть возможность отслеживания процесса обучения и быстрое взаимодействие с авторами курсов. Можно ознакомиться с профилем автора, где предоставлена информация о количестве курсов и обучающихся, о выданных сертификатах, рейтинге и отзывах слушателей курса.
Для авторов доступен удобный конструктор составления курса, просмотр статистики и эффективности опубликованных курсов, предусмотрен разнообразный дизайн сертификатов, а также размещен онлайн калькулятор для предварительного расчета стоимости обучения.
При успешном завершении онлайн курса выдается сертификат об освоении навыка, который автоматически указывается в резюме, созданном обучающимся при регистрации на Электронной бирже труда enbek.kz. При просмотре резюме потенциальный работодатель будет видеть сертификаты, полученные на skills.enbek.
С момента запуска в июле 2021 года на Портале завершили обучение и получили сертификаты о прохождении курсов 9,1 тыс. граждан, из которых 5,5 тыс. безработных. Всего на ней зарегистрировались более 15 тыс. казахстанцев.
Среди безработных граждан, прошедших обучение, 2,3 тыс. человек – представители молодежи, в основном из Кызылординской, Западно-Казахстанской, Туркестанской, Атырауской и Актюбинской областей.
Сейчас на Портале зарегистрированы 152 автора, размещены 103 курса, из них 60 бесплатных.
Наиболее востребованными среди граждан являются курсы «Управление персоналом», «Сүтті ірі қара өсіру», «Выращивание клубники от А до Я», «Ұннан жасалған кондитер өнімдері, жіктелуі және дайындалу технологиясы» и «Кассир».
Business.Enbek – это единое окно приема онлайн-заявок на получение мер государственной поддержки по развитию предпринимательства. В ближайшее время можно будет подать заявку на предоставление грантов на реализацию бизнес-идей.
После подачи онлайн-заявки, можно видеть статус ее рассмотрения, заключить онлайн договор с центром занятости.
— Кто пользуется услугами Электронной биржи труда? Каковы характеристики основной пользовательской аудитории?
— Согласно сервису веб-аналитики Top.mail.ru, в феврале сайт посетило более 130 тыс. уникальных посетителей.
40% посетителей составляет молодежь – это лица от 19 до 30 лет. При этом среди всех посетителей сайта 60% – это женщины. Больше всего посетителей из городов Алматы (28%) и Нур-Султан (10%). Электронную биржу труда в основном посещают с мобильных устройств.
— Каковы основные достижения цифровизации услуг в сфере занятости?
— Всего за три года работы было реализовано несколько важных задач по цифровизации услуг в сфере занятости.
Во-первых, электронная биржа труда стала крупнейшей базой для поиска работы. Ежегодно на Enbek.kz в среднем размещается 800 тыс. вакансий и 600 тыс. резюме, находят работу порядка 400 тыс. граждан.
Во-вторых, мы перешли на онлайн-регистрацию трудовых договоров работников. Это обеспечивает формализацию трудовых отношений и мониторинг соблюдения трудовых прав граждан.
В-третьих, мы разработали для работодателей онлайн-инструменты для предоставления отчетности, что значительно упростило этот процесс.
В-четвертых, реализован сервис по онлайн-обучению Skills.Enbek, в процессе запуска онлайн-сервис Business.Enbek.
В-пятых, с марта этого года полностью автоматизирован процесс организации рабочих мест, субсидируемых государством (молодежная практика, общественные работы, социальные рабочие места, первое рабочее место, контракт поколений, серебряный возраст). Работодатели могут в онлайн-режиме подать заявку на создание временного рабочего места, заключить договор с центром занятости, направить в центр занятости сведения о принятых на работу гражданах.
— Каковы дальнейшие планы развития цифровых услуг в сфере занятости?
— Наша цель – цифровизация всех услуг и мер поддержки занятости. Мы поставили перед собой две большие, амбициозные задачи – удаленное консультирование клиентов центров занятости и подбор вакансий и резюме на основе искусственного интеллекта.
Удаленное консультирование может быть осуществлено несколькими способами, например, посредством чат-ботов, аудио- и видеозвонков или даже кобраузинга. Особое внимание в рамках данного инструмента будет уделено карьерному консультированию специалистами центров занятости.
Подбор вакансий и резюме будет осуществляться на основе навыков. Для этой задачи планируется внедрение алгоритмов машинного обучения. Это позволит значительно повысить качество трудового посредничества, вероятность трудоустройства человека и обеспечить его устойчивую занятость.
— Рынок труда Казахстана динамично развивается. Многие профессии теряют актуальность, а на некоторые растет спрос. Могут ли граждане получить информацию о рынке труда Казахстана (тенденции, рост и прогноз) на Электронной бирже труда?
— Действительно, будучи частью мировой экономики, Казахстан вступил в эру цифровизации и автоматизации. Динамично развивающийся рынок меняет состав рабочей силы, количество и качество рабочих мест, а также уровень заработных плат. Для того, чтобы своевременно адаптироваться к изменениям, необходимо быть в курсе трендов и тенденций рынка труда.
Центр развития трудовых ресурсов регулярно проводит анализ текущей ситуации на рынке труда и формирует прогноз спроса и предложения трудовых ресурсов на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Так, например, в конце 2021 года наш центр опубликовал Национальный доклад «Рынок труда Казахстана: развитие в условиях новой реальности», который будет интересен бизнесу, государственным органам, некоммерческим организациям и обычным гражданам. Эти, а также другие аналитические материалы доступны для всех желающих в разделе «Аналитика» на Электронной бирже труда.
— Если человек хочет участвовать в добровольном переселении в другие регионы, чем Электронная биржа труда может помочь?
— В 2021 году на электронной бирже труда начал работу сервис по предоставлению информационных и консультационных услуг по вопросам добровольного переселения из южных регионов страны в северные.
На бирже отображается паспорт каждого принимающего населенного пункта, в котором указана вся его социальная инфраструктура (наличие школ, больниц, состояние дорог и прочее), имеющиеся актуальные вакансии, меры господдержки по переселению.
На портале граждане могут направить в конкретные центры занятости принимающих регионов онлайн заявку на получение консультации. В свою очередь, центр занятости адресно работает с каждым обратившимся гражданином по всем вопросам переселения.