Главным показателем эффективности государственного аппарата является доверие граждан. Поэтому, конструктивное партнерство с общественностью является первостепенной задачей государства. Этому способствуют и внесённые в этом году поправки в законодательство, которые повысили статус общественных советов, усилили и наделили их широким кругом полномочий. С этой же целью Общественный совет Агентства по противодействию коррупции проводит свои заседания, на которых подчеркивается важность совместной работы Агентства с гражданскими институтами по противодействию коррупции во всех сферах общественной жизни. Эта работа проводится в исполнение поручений Президента по построению «Нового Казахстана» без коррупции, передает ИА «NewTimes.kz».
На заседании Общественного совета под председательском Дархана Кыдырали были рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия с гражданским обществом. Руководитель аппарата АПК Арман Хасенов выступил с докладом «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата», в целях реализации Указа Президента Казахстана. С итогами внешнего анализа коррупционных рисков в сфере транспортного контроля выступил заместитель руководителя Cлужбы превенции Данияр Магауин.
Сегодня у всех Комитет транспорта и инспекции транспортного контроля, как правило, ассоциируются с коррупцией. К сожалению, это соответствует действительности. Только за последние пять лет в отношении работников Комитета и инспекций зарегистрировано 96 коррупционных преступлений, что составляет 94% от всех совершенных преступлений по Министерству индустрии и инфраструктурного развития. По ним осуждено 35 лиц, 12 из них руководящего звена.
Преступления приобрели системность, каждое второе преступление было совершено в группе лиц. Больше всего в сфере контроля за автомобильным транспортом. Только в ходе анализа Антикоррупционной службой за получение взяток от перевозчиков задержано 10 работников инспекций. Здесь отмечается повсеместное покровительство и увод грузоперевозчиков от ответственности. Применяются различные схемы, вплоть до формальной выдачи спецразрешений на перегруз.
С 2013 года установленные на дорогах специальные автоматизированные измерительные средства (всего 27, на 14 потрачено 595 млн тенге, по 13 САИС сведения не представлены) выдают некорректные сведения, а имеющиеся в Комитете информсистемы не интегрированы между собой. В итоге, 90% транспорта остается вне госрегулирования, а ежегодные потери бюджета в виде сбора и штрафов, по примерным подсчетам, могут составлять более 10 млрд тенге. При этом отсутствует онлайн мониторинг за постами контроля, в том числе посредством видео-жетонов и весов, что позволяет инспекторам отпускать нарушителей либо вовсе не проверять транспорт при явных признаках перегруза.
Таким образом, созданы все условия для получения инспекторами взяток. При этом суммы таких взяток по стране, согласно имеющимся уголовным делам, могут достигать более трех млрд тенге в год (пример дела по ВКО). Есть вопросы к распределению иностранных бланков разрешений для перевозки грузов за рубеж. Оказалось, что инспекции искусственно создают дефицит бланков.
Делается это следующим образом. «Неугодным» перевозчикам отказывается в выдаче бланков, со ссылкой на их отсутствие. Хотя такие бланки имеются в избытке. В последующем они распределяются между группами компаний с целью перепродажи. При этом многие из них не имеют грузовой транспорт. Например, в 20-ом и 21-м годах пять групп компаний (25 компаний), получило две тысячи бланков. Оформили они их на 800 единиц транспорта, 793 из которых арендованы и только 307 использовались по назначению. По закону они должны возвратить все бланки в инспекцию для учета. Однако, этими компаниями возвращено всего четыре процента бланков, что свидетельствует о их перепродаже третьим лицам. На это указывают и объявления о продаже бланков, публикуемые в социальных сетях.
В целом, следует отметить, что из 64 тысяч единиц транспорта, заявляемых на получение бланков, 35 тысяч сняты с учета, а 400 являются легковыми автомашинами. Комитет транспорта отсчитывается о цифровизации данной услуги. Однако по факту решения принимают должностные лица инспекции по своему усмотрению. На лицо, формальная цифровизация госуслуги.
Не лучшим образом обстоят дела в сфере техосмотра. Повсеместно регистрируются лжеоператоры, которые проводят фиктивные техосмотры, подвергая опасности жизнь и здоровье людей. В рамках анализа выявлено 54 оператора, выдавших в прошлом году 435 тыс фиктивных диагностических карт (15% от общего количества проведенных техосмотров). В их числе, 27 тысяч грузовых автомашин, три тысячи микроавтобусов, 2,5 тысячи автобусов, из которых 29 школьных. Указанные операторы при регистрации не подтвердили наличие спецоборудования, а в качестве мест дислокации указали несуществующие адреса. По закону Комитет с АО «НИТ» должны были пресечь их деятельность, однако адекватные меры ими не принимались. Напротив, лжеоператорам создавались условия для заработка, а в отдельных случаях осуществлялось покровительство. Например, Агентством расследуется дело в отношении работников Комитета и инспекции Нур-Султана, которые создали ОПГ с участием 27 «лжеоператоров».
В сфере ж/д и водного транспорта по аналогии с автотранспортом выявлены факты увода от ответственности ж/д перевозчиков и владельцев водных судов
Созданы условия для бесконтрольного расходования государственных средств, подведомственной Комитету РГКП «Казахстан су жолдары». Так, госпредприятию ежегодно выделялось по девять млрд тенге для обеспечения безопасности судоходства без надлежащего расчета необходимости этих средств. В результате, до 2020 года средства направлялись для обслуживания невостребованных участков судоходства. Часть средств была выделена для ремонта судов при отсутствии экономической целесообразности их ремонта. Как итог, в 2019-2021 годах израсходовано более 100 млн тенге на ремонт судов, которые находились на консервации либо подлежали списанию, ввиду нулевой балансовой стоимости.
В итоге, безнаказанность только создавала условия для коррупции, доходило до того, что некоторые руководители инспекций не исполняли поручения Комитета, тем самым саботировали работу. По результатам анализа сформированы и внесены более 100 рекомендаций, направленных на устранение указанных выше коррупционных рисков.
О ходе расследования уголовных дел по заявлениям граждан о незаконных действиях полицейских выступил заместитель руководителя Службы досудебного расследования Асхат Джакипбеков. С начала года в производстве антикоррупционной службы находилось 309 уголовных дел, из которых 281 дел – пытки, 28 дел – превышение власти. По результатам расследования прекращено за отсутствием состава преступления 50 уголовных дел, поскольку объективных данных, свидетельствующих о противоправных действиях сотрудников правоохранительных органов не установлено.
Сейчас антикоррупционной службой расследуется 246 (259 эпизодов) уголовных дел (ст.146 УК – 228, ст.362 УК – 18). По всем уголовным делам проводится исчерпывающий комплекс следственно-оперативных мероприятий по восстановлению полной хронологии произошедших событий и дачи объективной правовой оценке каждому действию сотрудников правоохранительных органов.
Для этого потребуется время, поскольку январские события носили беспорядочный и массовый характер. Потерпевшие в основном являются безработными – 148 лиц, 12 учеников и студентов, остальные 99 лиц это разнорабочие и другие (водители, продавцы, грузчики, автомойшики, официанты и предприниматели). 114 потерпевших это молодежь (18 - 25 лет), 131 потерпевших в среднем возрасте (26 - 50 лет), шесть несовершеннолетних, и восемь граждан пожилого возраста (53 – 67 лет).
По результатам проведенных судебно-медицинских экспертиз установлено, что у 85 заявителей обнаружены легкие телесные повреждения, у восьми средней тяжести и у шестерых тяжкие. При этом, у 34 лиц телесных повреждений не обнаружено, по остальным результаты не завершены. Трудность расследования обусловлена тем, что многие камеры видеонаблюдения не функционировали либо были повреждены в ходе беспорядков.