На контрольно-пропускном пункте «Кен-Булун» встала очередь из 200 большегрузных машин, которые уже вторые сутки не могут проехать в Казахстан, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на 24.kz.
Водители причину медленного пропуска не знают, эксперты в свою очередь говорят о строгом соблюдении правил торговли.
«Кен-Булун» расположен между двумя другими контрольно-пропускными пунктами в Чуйской области — «Ак-Тилек автодорожный», «Токмок автодорожный». Разница лишь в том, что порожние грузовики могут заезжать в Казахстан из Кыргызстана только через «Кен-Булун». Но вот уже 48 часов, как очередь из грузовиков почти не двигается.
«Стоим тут уже вторые сутки. Все эти машины, которые вы видите, пустые, нет никаких грузов. Просто стоим и ждем, когда нас пропустят в Казахстан, потому что нам надо или груз там взять, или оставить наши контейнеры там. По какой причине нас не пускают, я не знаю, спросить не у кого, поэтому просто стоим и ждем, когда нам разрешат проехать», — говорит водитель грузовика Талгат Аскеев.
Причину простоя большегрузов пока никто не объясняет. Обычно границу Кыргызстана и Казахстана сложно пересечь автомобилям с товаром или продовольствием. Аналитики объясняют периодические сложности на рубежах торговым противостоянием за транзит китайских товаров по Центральной Азии и реэкспортом продукции, приносящей высокую прибыль. Вместе с этим возникающие время от времени очереди эксперты связывают с несоблюдением кыргызскими экспортерами условий торговли, которые требуют строгой сертификации продукции и наличия электронных сопроводительных документов.
«На кыргызскую сторону после Нового года мы обязались отправлять товары только с электронными документами, но, к сожалению, этого не выполняем. Любая машина, идущая без электронного документа, попадает под контроль казахстанца. И, как видим, таких машин очень много, 200, 300 машин стоят на границе и не могут проехать», — рассказывает председатель ассоциации перевозчиков и логистов Кыргызстана Темир Шабданалиев.
Для сокращения очередей на границе логисты предлагают контролирующим органам проверять наличие электронных и других сопутствующих документов на территории Кыргызстана задолго до пересечения рубежей с Казахстаном. Таким образом, удастся снизить не только число возможных нарушителей торгового режима, но и беспрепятственно пропускать через границу грузовики, у которых с документами все в порядке. Ведь все фуры вне зависимости от наличия электронных товарных накладных стоят перед границей в одной живой очереди.