По итогам референдума многие эксперты отмечают хороший уровень его организации и атмосферу праздника, которая царила на избирательных участках. Референдум – это первый шаг на пути к переменам, от которого можно оттолкнуться и начать путь к демократизации общества, заявили корреспонденту ИА «NewTimes.kz» опрошенные эксперты.
По словам депутата мажилиса Айжан Скаковой, пока общество еще на стадии осознания и толкования результатов референдума. Но уже сейчас понятно, что люди в целом были довольно активны.
«Хорошие и конструктивные результаты толкования итогов голосования сейчас идут. Уже делаем выводы о том, что люди были активны в целом по стране. У граждан было настроение смотреть в будущее с надеждой и пониманием, что надо начинать с себя. Референдум — это некая точка отчета для дальнейших реформ», — сказала она.
Депутат также отметила достаточно хороший уровень организации референдума. Не было каких-то особых провокаций, а были только небольшие мелкие нарушения, но без них не бывает. В целом все прошло на хорошем уровне.
«Мне кажется, что наиболее близкими и понятными для казахстанцев поправками стали то, что земля и ее недра будут принадлежать народу, а не государству. От имени народа государство будет управлять ими. И еще то, что страна планирует уйти от суперпрезидентской формы правления к президентской, с сильным парламентом», — считает она.
Уже сейчас мажилисмены получают отклики от экспертов о том, что референдум прошел прозрачно и с соблюдением всех процедур. Явка достаточно высокая по данным exit poll.
«Ко мне пришла информация, данные exit poll, что явка отражает высокую социальную активность казахстанцев. И здесь большую роль сыграли результаты информационной работы с населением и присутствие в информационной повестке общественных штабов поддержки референдума. Кроме того, последние 20 дней перед голосованием депутаты выезжали в регионы, встречались с общественниками и рабочими, вели разъяснительные работы. Это все дало свой эффект», — продолжила она.
В целом, Скакова отмечает, что у людей был положительный настрой, люди хотели перемен.
«Референдум — это первый шаг, толчок на пути к переменам, от которого можно оттолкнуться. Казахстанцы откликнулись на призыв президента поменять жизнь к лучшему, потому что увидели надежду на светлое будущее. Надежду, что теперь больше будет прав и возможностей проявлять свое мнение, участвовать в управлении страной, предлагать свои инициативы. Это путь к демократии, которая подразумевает активность граждан и волеизъявление различных групп населения», — пояснила депутат.
В свою очередь политолог Уразгали Сельтеев отметил, что в целом разъяснительная кампания и организация голосования были на достаточно высоком уровне.
«Референдум прошел в атмосфере праздника и одновременно содержательного осмысления проводимых реформ. Я думаю, для большинства людей особенно близкими и понятными стали поправки об уходе от суперпрезидентской модели и отказ от особых привилегий для первого президента. То есть Нурсултан Назарбаев остается первым президентом с исторической точки зрения, но он встанет в один ряд со всеми будущими экс-президентами. Это важно, так как люди понимают, что в будущем и вообще никогда не должно быть такой концентрации сверхполномочиий в одних руках», — сказал он.
Изменения приведут к обновлению системы сдержек и противовесов между институтами власти, считает эксперт. Поскольку такая монополия в политике потом приводит к деструктивным вещам, в следствии чего в стране, например, появились олигополии, когда в руках небольшой группы лиц оказались стратегические ресурсы страны, хотя они априори должны находиться в государственной собственности, пояснил он.
По его словам, гражданам четко разъяснили, что поправки в Конституцию и реформы в целом направлены на совершенствование институтов по защите прав и свобод граждан. В частности, речь идет о трансформации Конституционного совета в Конституционный суд.
К примеру, сейчас Конституционный совет играет экспертную роль и может давать различные заключения и толкования. Причем туда могут обращаться только президент, премьер-министр и палаты парламента. Но согласно поправкам в Конституцию, в КС смогут обращаться еще генеральный прокурор, уполномоченный по правам человека и любой гражданин Казахстана.
«Если человек считает, что его права были нарушены, либо он не нашел справедливости в судебных, надзорных, следственных и правоохранительных органах, то Конституционный суд станет последней инстанцией, куда человек сможет обратиться за защитой своих фундаментальных прав и свобод. Я думаю, что эти вещи четко легли в сознании наших граждан», — подчеркнул Сельтеев.
Он добавил, что граждане, скорее всего, голосовали с пониманием, что после референдума может начаться либерализация партийного поля и избирательного законодательства. То есть будет смешанная избирательная система, не только по партийным спискам.
«Это позволит людям выдвигаться в депутаты по мажоритарному механизму, как независимый кандидат, который не аффилирован с партией. Потому что у действующих партий не очень высокий уровень доверия и поэтому людям проще и предпочтительные голосовать за своих кандидатов от какой-то конкретной территории. Я сторонник того, что в мажоритарной системе выборов уже заложена сама демократическая сущность», — сказал политолог.
Еще один ключевой момент, по его словам, что поправки позволят усилить роль представительной ветви власти, особенно на местах. Речь идет о маслихатах.
«И роль самих депутатов тоже должна возрасти в части контроля за исполнительной властью, то есть акиматом. Это касается и депутатов парламента в плане контроля за правительством. То есть в целом конституционная реформа призвана перезагрузить всю систему власти и отношений внутри власти и общества, а также внутри институтов власти. Это также должно решить проблему с общественным недоверием и стать импульсом для того, чтобы эти институты прошли этап пересборки и начали возвращать доверие людей», — подчеркнул он.
При этом эксперт не исключает, что когда придет время реализовать на практике поправки в Конституцию, то могут возникнуть трудности из-за имитации бурной деятельности и попытки саботировать реформы.
«Потому что люди во власти привыкли находиться в удобном положении и им будет очень сложно расставаться с этим. Поэтому очень важно чтобы начала пробуждаться гражданская и политическая активность со стороны казахстанцев. Здесь речь идет именно о политической культуре. Есть такая общемировая теория, согласно ей политическая культура делится на два вида — это подданническая и гражданская. Мы до сих пор жили по принципам подданнической культуры, когда люди кроме как через механизм выборов больше никак не пытались участвовать в политике. Но они и не могли, потому что все инструменты для этого были закупоренными», — пояснил он.
Именно это и стало причиной снижения доверия населения к власти, считает Сельтеев.
Поэтому, по его словам, сейчас важно, что помимо разговоров в социальных сетях и на кухне, люди еще активно участвовали в принятии решений. Если казахстанцы хотят перемен, значит в них нужно участвовать и активно продвигать, а также усиливать общественный контроль и давление на власть.