У большинства представителей казахской интеллигенции середины XIX и начала XX века жены были русской национальности. Почему самые умные мужчины того времени выбирали в жены только русских женщин? Случайное совпадение или здесь какое-то определение, рассказала известная телеведущая Майя Бекбаева на своем YouTube-канале, передает ИА «NewTimes.kz».
После алашской интеллигенции пришла казахская интеллигенция советского времени. Это Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов, Олжас Сулейменов, выбор которых зачастую объясняют конформизмом. Якобы жениться на русских было выгодно для карьерного продвижения и соответствующей биографии. Однако в XIX веке выбирать иноверца было опасно, так как Николай II в 1905 году подписал указ о веротерпимости, где за «совращение православия» (за смену веры) нарушителя ждали 10 лет каторги.
К примеру, именно так рисковала жена Ахмета Байтурсынова Александра Журавлева. В 1896 году Александра приняла ислам, чтобы выйти замуж за Ахмета Байтурсынова по всем мусульманским традициям, а также сменила имя, став Бадрисафой Байтурсыновой.
Приняла ислам жена еще одного видного деятеля, Жаханши Досмухамедова, Ольга Пушкарева. Причем выбор девушки поддержали даже ее родители. Отец Ольги был главой Шымкентского уезда и в Жаханши он разглядел умного и целеустремленного человека. Несмотря на то что Жаханши был выходцем из простой семьи, он своими силами смог получить высшее образование и стать профессиональным юристом, а также одним из руководителей правительства Алаш. Приняв ислам, Ольга стала Заирой. А после ареста и расстрела мужа в Москве замуж она не вышла и посвятила остаток своей жизни реабилитации имени своего супруга.
«Все дело в том, что на протяжении многих столетий, вплоть до XX века, в нашем обществе было принято считать, что казашкам образование не нужно. Самое главное, чтобы она умела вести дом и рожала детей. Даже в самых состоятельных казахских семьях девочки максимум получали среднее образование. Главная цель родителей была как можно раньше выдать дочь замуж», — анализирует журналистка.
Первым в истории казахов, кто выступал за право на образование женщин, был Абай. Свод законов «Ереже», в разработке которых он принимал участие в 1886 году, включал в себя, помимо прочих, нормы, позволяющие женщине учиться. Также она могла отказаться от брака, которого не хочет. Об этом говорится в законе «Об аменгерстве», когда женщину насильно выдают замуж за ближайшего родственника мужа. Помимо того, свод законов включал в себя запрет на убийство или избиение женщин, где нарушитель в случае чего должен был выплатить огромный штраф ее семье. То есть до этих законов преступления в адрес казахской женщины даже не карались.
«Никакой ответственности за ужасное отношение к казахской женщине даже не предусматривалось. Это и было в целом отношение к казахской женщине, что по итогу привело к низкой конкурентоспособности и обесцениванию казашек. А умным мужчинам из высшего звена не нужны были кухарки и домработницы. Они все искали себе умных женщин, которые были бы способны дать совет, стать единомышленниками и направлять», — комментирует Майя Бекбаева.
Все эти женщины имели высшее образование, прекрасно разбирались в искусстве и литературе.
«С ними всегда можно было бы поговорить о разном. И вот об этом, воспитывая девочек, нужно помнить всегда. Не торопить их с замужеством, дать дочери шанс показать себя, учиться. Как говорится, любовь предпочитает равных», — резюмирует Бекбаева.