Прошедший год был весьма непростым для авторынка РК: даже при общем росте показателей отрасли казахстанцам было сложно приобрести новый автомобиль и порой приходилось месяцами ждать как бюджетные машины, так и авто премиум-класса. Но уже в этом году у автодилеров имеются в наличии новые автомобили популярных у казахстанцев марок, а по остальным моделям и брендам время ожидания сократилось до 1-2 месяцев, передает ИА «NewTimes.kz».
Как отмечают аналитики energyprom.kz, кризис полупроводников, усугубивший и без того нарушенные из-за COVID-19 логистические цепочки поставок, серьезно повлиял не только на рынок РК, но и на весь мир. Более того, война в Украине еще серьезнее нарушила цепочки поставок автокомпонентов для крупнейших автозаводов РК — «Сарыарка Автопром» и Hyundai Trans Kazakhstan. А приток новых автомобилей из РФ ожидаемо сильно просел, так как российский автопром подорвали наложенные санкции и уход крупных брендов из страны в результате военной агрессии РФ, на долю которой в импорте новых автомобилей в РК приходилось около 40%.
Впрочем, даже при этом казахстанский авторынок, в отличие от мировых продаж, показал относительно положительную динамику, а со второго полугодия и вовсе вышел в плюс. Этому способствовало налаживание новых цепочек поставок автокомпонентов, расширение путей их ввоза и поиск новых поставщиков.
Заметно выросло и производство новых автомобилей в Казахстане. Так, за январь-декабрь 2022 года было произведено 113,9 тыс транспортных средств всех типов — на 21,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Из всех произведенных транспортных средств непосредственно на легковые автомобили пришлось 103,3 тыс — сразу на 28,1% больше по сравнению с 2021 годом.
Текущий год сохраняет тенденцию роста отрасли. Так, за январь-февраль 2023-го было произведено 19,5 тыс автомобилей — на 36,7% больше по сравнению с январем-февралем 2022 года. Из них на легковые автомобили пришлось 17,5 тыс, рост за год уже на 41,3%.
В результате по совокупности этих факторов казахстанский авторынок еще в прошлом году преодолел кризис, а автодилеры вышли в плюс: продажи за 2022 год в РК составили 123,8 тыс новых автомобилей — на 5,3% больше по сравнению с 2021-м.
Автомобили китайских брендов, которые были локомотивом автомобильной отрасли в 2022 году, в Казахстане по итогам прошлого года попали в топ-10 самых популярных брендов. Более того, в топе были представлены сразу четыре бренда из Поднебесной: Chery, JAC, Exeed и Haval. К слову, китайские бренды могут заметно прирастить свою долю на рынке РК: Astana Motors приступает к строительству завода по производству автомобилей трех ведущих китайских автогигантов — Changan, Chery и Haval, и вскоре казахстанцам будут доступны эти авто уже от казахстанского автопрома.
В текущем году продажи новых автомобилей за январь-март составили 37,3 тыс — сразу на 66,7% больше по сравнению с январем–мартом 2022-го. В январе было продано 10,4 тыс новых автомобилей, в феврале — 13,2 тыс, в марте — уже 13,7 тыс авто.
Китайские бренды особенно популярны в этом году: так, их доля в продажах за январь-март достигла 17,7% против 5,9% в январе-марте 2022-го. Такие бренды, как Chery, Exeed, Haval, JAC и Changan, вошли в топ-10, а еще три бренда — Geely, Yutong и JAC Trucks — в топ-20 продаж.
В этом году перед казахстанскими автопроизводителями и дистрибьюторами стоит задача увеличить количество стран — поставщиков автокомпонентов и сделать цепочки поставок более стабильными, учитывая продолжающийся кризис полупроводников и усугубляющиеся санкционные войны между США и Китаем, которые непременно затронут отрасль автопроизводства.
На фоне того, что присутствие китайских брендов на казахстанском рынке в текущем году стало еще заметнее, другие бренды также приступили к увеличению поставок.
Стоит отметить и тот момент, что на автомобильную отрасль влияет рост цен на ГСМ и дефицит топлива, что может подстегнуть казахстанцев делать выбор в пользу экономичных малолитражек. Кроме того, электромобили также могут выходить на рынок РК все активнее, тем более, что Китай уже наладил серьезное производство в этом сегменте.