Демпартия «Ак жол» обвинила Мининдустрии в бездействии в развитии машиностроения в нефтегазовой отрасли и предложила пересмотреть крупные соглашения о разделе нефтегазовой продукции, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом сообщил руководитель фракции, депутат мажилиса Азат Перуашев в депутатском запросе.
Он отметил, что, по данным союза машиностроителей, недропользователи ежегодно тратят на импорт нефтегазового оборудования до 2 млрд долларов США, или почти 1 трлн тенге, а в целом ими импортируется продукции порядка 8 трлн тенге в год. Хотя многое из этого могло бы производиться отечественными заводами.
Демпартия «Ак жол» уверена, что вклад сырьевых гигантов должен не ограничиваться налогами, а выражаться в изменении структуры экономики, содействии обрабатывающим производствам, передаче казахстанским партнерам технологий на используемое оборудование.
«Минэнергетики при обсуждении наших поправок в кодекс о недрах, напротив, считает, что вклад инвесторов, распродающих природные богатства Казахстана, должен ограничиться налогами, а норма Конституции о принадлежности недр народу, по их мнению, ничего не меняет. Но налоги платит каждый предприниматель, от магазинчика или СТО, даже если они принадлежат ему самому. А тут речь об эксплуатации крупнейших месторождений, принадлежащих народу. Еще три года назад под давлением бизнес-сообщества и правительства ведущие нефтегазовые консорциумы (ТШО, Карачаганак ВР и NCOC (Кашаган) создали международный центр развития нефтегазового машиностроения», — добавил депутат.
По словам Азата Перуашева, ожидалось, что благодаря этому центру в Казахстане будет создано как минимум 10 новых крупных производств по выпуску нефтегазового оборудования — такие планы были заявлены на сайте правительства.
«Однако вся работа центра свелась к сбору данных, фиксации ситуации и составлению планов. Например, выявлено, что по закупкам клапанов доля местного содержания составляет 8%, по КИПам и автоматике — 0,1%, по насосам и уплотнителям — 0%, по технологическим фильтрам — 0,3% и т. д. Вопреки ожиданиям, отечественным предприятиям не передаются полноценные данные о потребностях операторов и технических характеристиках закупаемого ими оборудования, не оказывается содействие в подборе мировых производителей, в трансферте их технологий и создании совместных производств. Самое главное, работа центра за три года никак не повлекла увеличения контрактов иностранных инвесторов с казахстанскими компаниями. Ни о каких 10 новых крупных предприятиях, ни о каком совместном производстве или передаче лицензий вообще ничего неизвестно. То есть казахстанский бизнес снова «поманили морковкой», а по факту гора родила мышь», — отметил Перуашев.
По словам лидера «Ак жола» дело даже не в центре, а в 30-летней практике игнорирования инвесторами национальных интересов Казахстана.