пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-3oC
×

Торговые сети не заинтересованы продавать казахстанские продукты и товары

Такое заявление сделал производитель из Павлодарской области во время обсуждения с участием партии Amanat проблемы доминирования импортного продовольствия в местных супермаркетах, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

На встрече обсуждались барьеры, искусственно создаваемые торговыми компаниями казахстанским производителям, недоработки действующего законодательства, которыми пользуются торговые сети, а также перспективы регулирования и дополнительного регламентирования сферы розничной торговли в интересах продовольственной безопасности и защиты интересов потребителей РК.

Производители продуктов питания Павлодарской области назвали ситуацию со сбытом своей продукции непростой. Проблема в регионе та же, что и по всей стране: торговые сети либо вовсе не берут местную продукцию на реализацию, либо навязывают неприемлемые условия и выплаты. При этом зарубежные производители чувствуют себя в отечественных торговых сетях более чем вольготно.

В ходе встречи было отмечено, что торговым сетям неважно, чью продукцию продавать, лишь бы производитель отдавал товар как можно дешевле, тогда прибыль торговых компаний выше. Вот почему им так выгодно работать с производственными гигантами из соседних стран, многие из которых готовы отправлять продукты самого низкого качества. Порой они поставляют откровенный контрафакт, пользуясь тем, что импортные продукты уполномоченные органы Казахстана проверяют на безопасность и соответствие требованиям законодательства лишь однажды — при выходе этого товара на рынок. А дальше в течение нескольких лет можно отправлять сюда продукцию без всяких проверок. Как итог — супермаркеты переполнены импортными продуктами сомнительного качества, а качественным казахстанским продуктам там нет места.

Читайте также: Казахстанский депутат о молочной продукции из России: «Вплоть до известки добавляют»

Доля отечественных товаров, представленных на торговых полках, год от года снижается, местные компании уходят с рынка, не выдерживая недобросовестной конкуренции с импортом. Представитель сельхозкооператива «Родная долина» Талгат Султанов отметил, что многие производители в Павлодарской области уже разорились, а их место в рознице заняли иностранные компании. И его предприятие ждет та же участь, если государство не обратит внимание на проблемы местных производителей.

Как указали участники заседания, торговые сети также требуют от отечественных производителей выплаты различных вознаграждений (так называемых ретробонусов и т. п.), необоснованно отказывая в заключении договоров либо внося в договоры заведомо невыгодные для производителей условия. В документах числится ретробонус 5%, а по факту — 38.

«Торговые сети не заинтересованы продавать казахстанские продукты и товары. А нам больше идти некуда, так как через супермаркеты реализуется около половины всей продукции, при этом мелкие магазины и базары закрываются, — отметил Михаил Желнов, директор павлодарской компании «Айсберг» — производителя замороженных продуктов питания. — Сети действуют по принципу сильного и навязывают производителям свои условия. А законодательство это никак не регулирует. Декларируется принцип, что все предприниматели — и производители, и торговцы — равны. Но когда одни давят других так, что им приходится сворачивать свое производство, то государству уже пора в эту ситуацию вмешаться. Иначе через два-три года отечественных производителей вообще не останется. Все эти аспекты мы обсудили сегодня с представителями партии Amanat и благодарны за поддержку нашей позиции».

В ходе встречи представители альянса отраслевых союзов пищевого сектора РК подчеркнули, что сегодня отечественному сектору производства продуктов питания нужны правильные регулирующие решения со стороны государства, которые позволят местным компаниям больше производить и реализовывать продукты питания. В частности, необходимо урегулировать деятельность торговых компаний так, чтобы единственным рыночным фактором для них была торговая надбавка, на сегодня уже законодательно ограниченная 15 процентами. Любые другие возможности торговых сетей зарабатывать в рамках договоров с поставщиками товара, являющиеся, по сути, нерыночными (такие как взимание с производителя так называемых ретробонусов за размещение его товара на торговых полках, других бонусов и договорных платежей), необходимо полностью запретить и дать полномочия торговым инспекциям это жестко контролировать, полагают производители.

В свою очередь, член комитета по аграрным вопросам мажилиса, руководитель совета по АПК партии Amanat Нуржан Ашимбетов сообщил на встрече, что в совете по АПК партии знают о трудностях казахстанских производителей продуктов питания, связанных с реализацией продукции. В профильном комитете мажилиса также недавно состоялось обсуждение этой острой проблемы. Он добавил, что ситуация, которой пользуются торговые сети, в свое время не была урегулирована должным образом с учетом интересов внутреннего рынка и потребителя. Сейчас эти недоработки необходимо срочно исправлять.

Представители альянса отраслевых союзов пищевого сектора РК указали на встрече, что сегодня важно не только отрегулировать правовую среду, но и чтобы у торговых компаний не было возможности манипулировать рынком ради собственного обогащения.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 1
Забавно 46
Сочувствую 2
Возмутительно 19