«Феномен «халал и формирование экологического сознания в светских государствах». Эту тему обсудили участники «круглого стола», прошедшего в Институте философии, политологии и религиоведения в Алматы, передает ИА «NewTimes.kz».
Главный научный сотрудник института, член-корреспондент НАН РК, доктор философских наук, профессор Наталья Сейтахметова отметила, что феномен халал очень многогранный. Он используется и в исламском праве, и в науке, культуре, искусстве. Она отмечает, что халал — это феномен и сознания общества, которое стремится к минимализму вместо показной роскош и излишеств, и культуры поведения, когда люди четко понимают границы дозволенного и запретного.
«Минимализм как принцип сознания диктует культуру поведения в обществе. Сегодня очень актуально минималистичное понимание мира, потребления. Феномен халал формируется из многих составляющих, но главные — нравственность и мораль, понимание того, что дозволенное — это и есть нравственное. Если мы обратимся к трактату аль Фараби «Благодетельный город», мы увидим в этом труде тему халал. Человек, придерживающийся таких принципов, все делает в контексте нравственности, доброты и справедливости», — рассказала Наталья Сейтахметова. Она процитировала изречение исламского богослова, правоведа и философа Абдула Хамида аль Газали о том, что «харам подобен яду, он вредит религии человека, а халал как лекарство: меньше — значит полезно, больше — значит вредно».
По словам Натальи Сейтахметовой, сегодня в мире существуют раные тренды потреблений — осознанное, минимальное, максимальное и т.д.
«Есть даже понятие образа жизни, как «тихая роскошь», то есть когда принято не демонстрировать свое социальное благополучие, а, наоборот, скрывать его. Есть также такой тренд, как спокойная тихая жизнь, минимум расхода энергии и т.п. То есть, брать столько, сколько нужно. Например, в Европе отказываются от строительства особняков, использования автомобилей с большим объемом двигателя. Также стиль минимализма традиционно присущ Японии: у них минимальное количество вещей, одежды. Это все тоже призывы минимализировать культуру потребления», — отметила спикер.
Ученый отмечает, что феномен минимализма присущ традиции ислама. Тема умеренности отражается в сурах Корана — священной книги мусульман.
«Она звучит в суре аль-Бакара, в 143-м аяте Корана, где говорится, что созданная умма — община верующих, была уммой умеренности. В целом тема минимализма и экологической культуры заложена в главных аспектах исламской традиции. Мы видим их в суре Корана Ат-Тауба, — добавила профессор. — Минимализм как образ жизни и культуры уже давно заложен в традициях ислама».
Понятие «халал« связано с одной стороны с нормами ислама, с другой — с этикой и традиционными установками жителей Аравийского полуострова, отмечает главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения, доктор философских наук, профессор Анатолий Косиченко.
«Вмешательство человека в процессы природы приводят к порче. Поэтому мы имеем духовное обоснование в исламе экологической проблематики. Если сравнить ее с отношением к экологии светстких государств, разница бросается в глаза . Есть хадисы, в которых говорится о бережном отношении к деревьям», — сказал он.
Участники встречи высказали мнение, что парадигму халал стоит рассматривать шире, чем только в контексте экологической культуры и эко-сознания. Понятие халал в Казахстане имеет и религиозное, и экономическое, и социокультурное, политическое значение и применима в разных сферах жизни.